Жуткие практики подношения «даров» богам связывают c талантливой, но кровавой цивилизацией Чиму, которая процветала на севере современного Перу примерно с XII до XV века до того как была покорена инками.
Останки 76 детей и двух взрослых с распоротыми грудными клетками были обнаружены на 700-летнем кургане в Перу, поделились в Live Science.
Археологический участок Пампа-ла-Крус вблизи прибрежного города Трухильо, где были обнаружены скелеты, славится своими жуткими находками. Около 800 лет назад в этих местах господствовала масштабная цивилизация Чиму, известная своим текстилем и произведениями искусства – а также искусными жертвоприношениями богам плодородия.
По свидетельствам археологов, дети были похоронены обнаженными, их одежда покоилась рядом, а ребра от ключиц до грудины были насильно раскрыты, словно «освобождая путь к сердцу» – подобная практика наблюдалась во время предыдущих страшных находок в Пампа-ла-Крус. В 2022 году на двух курганах этой местности рядом с городом Трухильо обнаружили останки 76 детей, а ещё раньше в двух расположенных рядом массовых захоронениях нашли скелеты 269 детей возрастом от 5 до 14 лет.
Благодаря анализу предыдущих обнаружений, археологи заподозрили, что дети скорее всего не принадлежали к культуре чиму, а были привезены сюда с севера, с близлежащей территории Ламбаеке. Их черепа были слишком модифицированы для чиму – насильно вытянуты вверх с помощью досок и головных повязок. По словам исследователей, подобные модификации были более присущи народам ламбаеке, которые славились искусной работой с металлом.
Другой подсказкой для ученых стали кусочки серебра, меди и раковины моллюсков спондилусов, обнаруженные в кургане вместе с жертвами. Подобные раковины, безумно ценные для народов того времени, можно было обнаружить только в Ламбаеке.
Вероятно, убитые дети и их семьи были завоеваны и насильно перевезены в Пампа-ла-Крус народами чиму с целью расширения сельского хозяйства и возведения ирригационных систем, предполагает антрополог Габриэль Прието из Университета Флориды, руководящий раскопками. После того, как ирригационные каналы были построены, детей могли принести в жертву и похоронить в земле для усиления её плодородных свойств и «закрепления» права за ней. То, что жертвы относились к другому народу, могло сыграть подобному ритуалу только на руку, считает антрополог.
«Захоронение детей в этом кургане, возможно, было подношением для „подзарядки“ полей», – считает Прието.
Исследователь отмечает, что логика подобных практик особенно прослеживается в мифологии народов Анд:
«В андской космологии мертвые становятся предками, а предки узаконивают права на землю, оправдывают и поддерживают системы, которые делают земли плодородными».
Поэтому, как бы страшно ни выглядели подобные находки, к сожалению, вероятность того, что для Пампа-ла-Крус они станут не последними, очень велика.