№ 1 (10)

Март – апрель

Russian Traveler №1(10) 2024

Самолет на солнечных батареях разбился во время полета. Он почти побил мировой рекорд

Фото: Airbus

Airbus Zephyr практически достиг мирового рекорда по продолжительности полета.

Беспилотный летательный аппарат на солнечных батареях Airbus Zephyr потерпел крушение в Аризоне 19 августа. Устройству не хватило всего нескольких часов до побития рекорда по продолжительности непрерывного полета.

Несмотря на то, что самолет, работающий на солнечной энергии, был потерян, разработчики и армия США собрали важные данные с устройства во время его полета, что «поможет военным в достижении своих высотных оперативных целей», говорится в заявлении разработчиков.

19 августа наземные диспетчеры, управлявшие беспилотником Airbus Zephyr, потеряли связь с судном. Команда Airbus Defense and Space ранее использовала беспилотник в нескольких дальних полетах, многие из которых длились более двух недель. 

Этот полет длился более 64 дней.

Эта серия самолетов тестировалась компанией Airbus в Аризоне в течение нескольких лет, а текущая модель является новейшей в своем классе и официально известна как Zephyr 8.

«После 64 дней полета в стратосфере и выполнения многочисленных задач миссии Zephyr столкнулся с обстоятельствами, которые привели к прекращению его текущего полета. Никто не пострадал. В настоящее время наши команды анализируют более 1500 часов данных миссии в стратосфере», – заявили представители Airbus.

Компания Simple Flying смогла отследить последние перемещения Zephyr. Летая под позывным ZULU82, самолет провел большую часть последних двух месяцев в юго-западной части Соединенных Штатов, совершая крейсерские полеты на высоте от 18 до 21 км.

В свой последний день работы он летел по обширной пустыне Аризоны, примерно на полпути между Фениксом и мексиканским городом Мехикали в штате Нижняя Калифорния. Летя немного ниже, чем обычно, на высоте около 15 км, самолет совершил S-образный маневр на скорости около 50–60 узлов, и что-то пошло не так. Данные показывают скорость вертикального снижения, которая быстро увеличивалась, достигая максимальной скорости 1385 метров в минуту.

Беспилотник Zephyr уникален не только из-за большой высоты, на которой он может летать, но и из-за того, как долго он может непрерывно оставаться в воздухе. Его способность совершать такие длительные полеты обусловлена ​​использованием солнечной энергии. Солнечные панели на его задней стороне непрерывно поглощают солнечный свет в течение дня, обеспечивая достаточно энергии для питания его винтов как днем, так и ночью.

Летая высоко в стратосфере, самолет находится выше уровня, на котором происходит большинство земных погодных явлений. Это позволяет ему как можно дольше непрерывно получать солнечное излучение. Несмотря на размах крыла более 25 метров, Airbus Zephyr весит менее 75 кг.

За время своей работы Zephyr установил множество рекордов. Среди них – самый продолжительный полет беспилотника в 2018 году и максимальная высота среди устройств своего класса – 23 195 метра. Но до главного рекорда добраться не удалось.

Рекорд по продолжительности беспрерывного полета был установлен в 1959 году на самолете Cessna 172. Самолет с бортовым номером N9172B, пилотируемый Робертом Тиммом и Джоном Куком, взлетел 4 декабря 1958 года с аэродрома Мак-Карран вблизи Лас-Вегаса и приземлился на том же аэродроме 7 февраля 1959 года, пробыв в воздухе 64 дня 22 часа 19 минут 5 секунд.