У лепры обнаружили неожиданный лечебный эффект

Фото: Wikimedia Commons

Mycobacterium leprae

Исследователи выяснили, что болезнь, повреждающая ткани, каким-то образом способна регенерировать печень млекопитающих.

Лепра, или проказа – одно из старейших и наиболее стойких заболеваний человечества. Она вызывается двумя облигатными (не способными жить вне клеток человека) паразитами, бактериями Mycobacterium leprae или Mycobacterium lepromatosis. Эти микробы повреждают кожу, нервы и другие ткани во время заражения.

Вопреки расхожему мнению, проказа не очень заразна и поддается лечению. Она распространяется при многократном и чрезмерном контакте со слизью инфицированного человека, однако 95 процентов тех, кто подвергся воздействию бактерий, не заболевают. Сегодня проказа легко лечится с помощью современных лекарств.

Бактерии, вызывающие проказу, встречаются в природе у броненосцев (Dasypus novemcinctus), и при изучении взаимодействия между микробом и его хозяином исследователи заметили, что паразит обладает неожиданной способностью захватывать и перепрограммировать клетки.

Фото: Wikimedia Commons
Броненосец

Заметив это, медицинский исследователь Эдинбургского университета Сэмюэл Хесс и его коллеги заразили 45 броненосцев бактерией M. leprae, 13 из которых сопротивлялись инфекции. Затем они сравнили инфицированную печень с печенью контрольной группы из 12 здоровых животных.

Удивительно, но у инфицированных броненосцев намного увеличились размеры печени! При этом органы по-прежнему оставались функционально нормальными со всеми правильными типами тканей печени во всех нужных местах, включая пропорционально расширенные системы крови и желчевыводящих путей.

«Если мы сможем определить, как бактериям удается увеличить печень как функциональный орган, не вызывая побочных эффектов, мы сможем использовать эти знания для разработки более безопасных терапевтических вмешательств для омоложения стареющей печени и регенерации поврежденных тканей», – Анура Рамбуккана, соавтор исследования из Эдинбургского университета.

Похоже, что за время эволюции бактерии научились регенерировать и увеличивать количество клеток, которые лучше всего им подходят, в теле броненосцев, пишут ученые. Хотя сам механизм еще не до конца ясен, M. leprae, по-видимому, перепрограммирует взрослые клетки печени, гепатоциты, обращая их в некое подобие стволовых клеток и позволяя всем дополнительным тканям печени расти из них.

В последнем исследовании броненосцев это привело к появлению у животного совершенно здоровой печени большого размера без признаков рубцевания, старения, фиброза или опухоли.

В организме человека печень является единственным внутренним органом, который способен восстанавливаться даже при повторяющихся воспалительных повреждениях. Но, тем не менее, со временем способность печени регенерировать иссякает, в результате чего миллионы людей ежегодно умирают от хронических заболеваний печени.

Понимание того, как лепрозные паразиты регенерируют ткань печени, однажды может дать нам возможность использовать эту способность себе во благу, заключают исследователи.