Ученые впервые секвенировали геном жертвы Везувия в Помпеях

Фото: Notizie degli Scavi di Antichità

Останки двух помпейцев в доме ремесленника

Выяснилось, что мужчина был итальянцем и страдал туберкулезом.

Древнеримский город Помпеи исчез с лица Земли почти 2000 лет назад, но он до сих пор дарит ученым удивительные открытия. Ученым удалось секвенировать геном мужчины, который умер в помпейском Доме ремесленника – известном для археологов месте исследований. Генетический профиль мужчины показал, что при жизни он страдал туберкулезом.

Извержение Везувия считается одной из самых разрушительных вулканических катастроф в истории человечества. Оно произошло в 70 году нашей эры и разом уничтожило тысячи жителей близлежащих городов – Геркуланума и Помпеев, а также других поселений.

Жертвы извержения погибли либо от невероятного жара пирокластического потока, исходящего от вулкана, либо задохнулись от газа, пыли и пемзы, которые надолго закрыли всё небо и опадали вниз. Ранее считалось, что при такой смерти ДНК жертв непригодна для анализа, поскольку такие высокие температуры уничтожают материал, пригодный для генотипирования и анализа.

Пирокластический поток – смесь горячих вулканических газов, пепла и обломков пород, которая образуется при извержении. Скорость потока иногда достигает 700 км/ч, а температура газа — 100—800 °C.

С другой стороны, пепел, который толстым слоем укрыл жертв и сохранил их останки в течение почти двух тысячелетий, мог послужить защитой от факторов окружающей среды, вызывающих дальнейшую деградацию тел.

Недавние успехи в секвенировании генома позволили значительно увеличить те объемы информации, которую можно извлечь даже из очень поврежденных останков (раньше считалось невозможным добыть из таких фрагментов жизнеспособную ДНК). В своем новом исследовании археолог Габриэле Скоррано из Римского университета в Италии и его коллеги предприняли попытку применить эти методы к останкам двух жертв Везувия.

Погибшая пара была найдена в одной из комнат здания, ныне известного как Casa del Fabbro, или Дом ремесленника. Первой жертвой оказался мужчина в возрасте от 35 до 40 лет ростом около 164,3 сантиметра. Второй жертвой была женщина старше 50 лет на момент смерти, ее рост составлял около 153,1 сантиметра.

Рост этих людей соответствует средним римским показателям того времени.

Исследователи извлекли ДНК из костей черепа, одной из самых плотных костей в теле человека и, следовательно, одной из тех костей, которые вероятнее всего могли сохранить жизнеспособную ДНК. Усилия ученых увенчались успехом только в одном случае из двух – достаточное количество ДНК удалось извлечь только из черепа мужчины.

Команда сравнила образец с геномами 1030 древних и 471 современных западно-евразийских людей.

Результаты показывают, что мужчина был итальянцем, и большая часть его ДНК соответствует жителям центральной Италии. Однако в анализе присутствовали некоторые гены, которых нет у людей с материковой части Италии, – такие встречаются на острове Сардиния.

Исследователи отмечают, что это говорит о высоком уровне генетического разнообразия в те времена. Это логично, учитывая, сколько древние римляне путешествовали и сколько рабов они перевозили из других регионов. Однако высокая доля генов, связанных с итальянским населением, говорит о том, что мужчина был итальянцем, а не рабом.

Кроме того, генетический материал из кости черепа мужчины показал наличие ДНК Mycobacterium tuberculosis – бактерии, вызывающей туберкулез. Тщательное изучение его позвонков позволяет предположить, что он страдал туберкулезом позвоночника, особенно разрушительной формой болезни.

Это согласуется с письменными записями Авла Корнелия Цельса, Галена, Целия Аврелиана и Аретея Каппадокийского.Городской образ жизни и последующее увеличение плотности населения во времена Римской империи способствовали распространению туберкулеза, который, вероятно, не был редкостью среди жителей Геркуланума и Помпеев.

«Наше исследование, хотя и ограниченное одним человеком, подтверждает и демонстрирует возможность применения палеогеномных методов для изучения человеческих останков из этого уникального места. Наши первоначальные находки заложили основу для проведения интенсивного анализа хорошо сохранившихся останков помпейцев. Основываясь на огромном количестве археологической информации, собранной в прошлом веке для города Помпеи, их палеогенетический анализ поможет нам реконструировать образ жизни этих людей», – пишут исследователи.