В Аргентине нашли гигантского «дракона смерти»

Фото: Leonardo D. Ortiz David

Размах крыльев древнего ящера – девять метров!

Исследователи из Аргентины обнаружили остатки двух самых крупных птерозавров Южной Америки, принадлежащих к одному виду. Вид получил название Thanatosdrakon, что означает «дракон смерти». Этот гигант жил в меловой период вместе с динозаврами.

Две гигантские рептилии были найдены в формации Плоттье – меловом обнажении, расположенном в провинции Мендоса. Размах крыльев двух экземпляров составлял примерно семь и девять метров соответственно. Изучив окаменелости, исследователи подтвердили, что эти животные относятся к Azhdarchidae, семейству верхнемеловых птерозавров.

«Аждархиды известны своими огромными черепами, которые иногда были больше, чем их тела. А также они могли похвастаться чрезмерно вытянутыми шеями и короткими крепкими телами», – Леонардо Д. Ортиз Дэвид, ведущий автор исследования.

Полное название вида – Thanatosdrakon amaru. Аmaru переводится как «летающий змей» с языка коренных народов кечуа и относится к Амару, двуглавому божеству инков.

Исследователи определили, что два птерозавра погибли одновременно, и один из них на этот момент еще не повзрослел. Но определить, были ли эти животные близкими родственниками, пока невозможно.

«В ископаемых останках нет никаких указаний на степень родительского родства. Однако можно подтвердить, что оба экземпляра имеют разный размер, причем меньший из них принадлежит взрослеющему детенышу, и что птерозавры были вместе в момент смерти более 86 миллионов лет назад», – говорит Ортиз Дэвид.

Палеонтолог Леонардо Д. Ортиз Дэвид стоит рядом с реконструкцией Танатосдракона в натуральную величину в Лаборатории и Музее динозавров Национального университета Куйо в Мендосе

Окаменелости были найдены во время раскопок в рамках проекта гражданского строительства примерно в 800 км от Медосы. Это формация известна другими важными находками динозавров, в том числе открытием в 2016 году гигантского заdропода Notocolossus – одного из крупнейших динозавров в мире.

«Окаменелости Танатосдракона находились в разной степени сохранности. Некоторые из них были целыми, например обе плечевые кости, синкарпалии (сросшиеся кости стопы) и спинные позвонки. Другие были фрагментарными, включая фаланги пальцев ног, локтевую кость, лучевую кость, бедренную кость и таз», – говорит Ортиз Дэвид.

Палеонтолог пояснил, что обнаружение группы окаменелостей в таком хорошем состоянии было неожиданным, поскольку кости птерозавров хрупкие, и их остатки обычно находят в виде крошечных осколков.

«С самого начала наше внимание привлекли два факта: размер остатков и их сохранность, что является необычным для этой группы позвоночных. Гигантские птерозавры известны только по фрагментарным остаткам за некоторыми исключениями», – Леонардо Д. Ортиз Дэвид.

По словам ученого, описание новых образцов всегда важно для палеонтологии позвоночных, поскольку они проливают свет на различные изучаемые группы. Окаменелости в настоящее время хранятся в лаборатории и музее динозавров в Национальном университете Куйо в Мендосе. Чтобы помочь сохранить образцы, музейные эксперты сделали слепки различных окаменелостей в масштабе 1 к 1. Слепки выставлены в музее.