В Денисовой пещере нашли первобытную костяную диадему

Фото: Денисова пещера на Алтае

Wikipedia Commons

Уникальное украшение сделано из трубчатой кости млекопитающего.

Во время раскопок в южной галерее знаменитой Денисовой пещеры в Алтайском крае была найдена диадема, сделанная из трубчатой кости крупного млекопитающего. Ранее археологи уже находили в пещере более 70 украшений из раковин моллюсков, бивней мамонтов, страусиных яиц и поделочных камней, но изделие из трубчатой кости млекопитающего было обнаружено впервые.

Возраст диадемы составляет примерно 40 тысяч лет, а ее владелец неизвестен. Находка позволяет более обоснованно говорить о том, что древние обитатели Денисовой пещеры носили диадемы на протяжении многих тысячелетий и, скорее всего, изготавливали их самостоятельно.

Денисова пещера стала известна на весь мир после обнаружения там останков ранее неизвестного науке подвида человечества — человека денисовского. Его останки были найдены еще в 1980-х годах XX века, но лишь спустя десятилетия удалось расшифровать ДНК, сохранившуюся в костях. Именно тогда выяснилось, что она принадлежала уникальному виду людей, которые давно исчезли с лица Земли.

До этого в Денисовой пещере уже находили фрагмент диадемы примерно того же возраста (40-45 тысяч лет) – но она была сделана из бивня мамонта и сломана еще ее владельцем. Найденный археологами фрагмент – довольно большой: он доставал от затылка до лицевой части виска. Судя по толщине пластины и диаметру диадемы, украшение предназначалось для крупноголового мужчины. По мнению археологов, он не только носил этот обруч для поддержания волос, но и применял в повседневной жизни как бытовой предмет. Поверхность фрагмента прошлой диадемы не была орнаментирована – по всей видимости, она не была важным культовым украшением.

В разное время в Денисовой пещере находили останки неандертальцев, древних людей вида Homo sapiens, а также остатки вымерших животных, включая пещерную гиену, шерстистого носорога и первобытного бизона.

Ранее сообщалось, что эволюционные антропологи из Института Макса Планка в Германии нашли способ безопасно исследовать древние артефакты на наличие ДНК окружающей среды, не разрушая их. Его опробовали на кулоне из оленьего зуба, найденном в Денисовой пещере.