№ 2(11)

Май – июнь

Russian Traveler №2(11) 2024

В древнеегипетском некрополе снова нашли мумии с золотыми языками

Фото: Egypt's Ministry of Tourism and Antiquities

Они были обнаружены в некрополе в центральной части дельты Нила.

Министерство туризма и древностей Египта недавно объявило об открытии новых мумий с золотыми пластинами вместо языков. По словам исследователей, большинство мумий, к сожалению, плохо сохранились.

Кости некоторых из обнаруженных скелетов покрыты золотом, а других похоронили рядом с золотыми фигурками тараканов и цветами лотоса. Археологи пока не понимают, зачем мумиям языки из золота – хотя подобные уже находили раньше.

Так, в 2021 году археологи раскопали 2000-летнюю мумию с золотым языком в древнем египетском месте под названием Тапосирис-Магна.

Ученые объясняют мотивацию тех, кто проводил бальзамирование, желанием помочь усопшему говорить в загробной жизни. По верованиям древних египтян, златоязычная мумия могла столкнуться с Осирисом и должна была бы давать этому богу ответы.

Согласно египетской мифологии, Осирис был правителем царства мёртвых и судьей душ усопших. По легенде, после смерти его разрубили на куски и раскидали части по свету, но жена Осириса Исида смогла собрать все части воедино и воскресить бога.

Археологи предполагают, что золотые языки мумиям добавляли, чтобы они могли поговорить с Осирисом и убедить его проявить милосердие к их душам.

Фото: Egypt's Ministry of Tourism and Antiquities
Образцы золотых пластин, найденных во рту у мумий

Мустафа Вазири, генеральный секретарь Высшего совета по археологии в Египте, рассказал, что археологи раскопали три разных уровня археологического комплекса и обнаружили там захоронения разных типов. И если золотые языки можно объяснить необходимостью общения с Осирисом, то другие атрибуты захоронений вызывают еще больше вопросов у ученых. Например, почему золотые фигурки были выполнены в виде тараканов, а не жуков-скарабеев? Почему в захоронениях использовались именно цветы лотоса, а не любой вид растений, произраставших в Древнем Египте? И как эти атрибуты могли помочь умершему в загробной жизни?

Древнеегипетские предания о тараканах говорят, что бог Хнум «изгнал их», однако они ассоциировались со смертью, потому что их видели поедающими части тела в склепах и гробницах. Таким образом, возможно, включение золотых или «божественных» тараканов в захоронения гарантировало, что определенные элементы мумии были символически поглощены, чтобы возродиться в загробной жизни.

Цветок лотоса считался символом созидания и возрождения во времена всех египетских династий, также он был символом Солнца. Возможно, золотые тараканы и лотосы, если интерпретировать их вместе, говорят о преображении души после того, как она успешно договаривается о пребывании в загробной жизни с судьей мертвых и владыкой загробного мира Осирисом.