В Индонезии нашли свидетельство древнейшей ампутации в истории человечества

Фото: Tim Maloney

Скелет человека, обнаруженный в известняке на Борнео, похоронен с согнутой к груди правой ногой и вытянутой левой ногой

В Индонезии нашли свидетельство древнейшей ампутации в истории человечества

Археологи нашли на индонезийском острове Борнео останки человека без нижней части левой ноги. Ученые уверены, что она была ампутирована при жизни человека, и эта находка является старейшим свидетельством хирургической ампутации, обнаруженной на сегодняшний день.

Скелет, обнаруженный в известняковой пещере в отдаленном районе Восточного Калимантана был раскопан в 2020 году группой индонезийских и австралийских исследователей под руководством археолога Тима Мэлони из Университета Гриффита.

Скелет принадлежал молодому мужчине, которому, вероятно, ампутировали ногу в детстве. Примечательно, что операция прошла успешно, и человек прожил после ампутации еще от шести до девяти лет.

«Было огромным удивлением, что этот древний собиратель пережил очень серьезную и опасную для жизни детскую операцию, что затем рана зажила, образовав культю, и что после этого человек прожил еще многие годы в гористой местности. Это предполагает высокую степень сплоченности в местном сообществе и то, что люди заботились друг о друге», – Меландри Влок, биоархеолог из Сиднейского университета.

Ранее самым ранним свидетельством ампутации каменного века был найденный во Франции скелет пожилого мужчины, который скончался около семи тысяч лет назад. У него было удалено левое предплечье чуть выше локтя.

Даже сегодня, когда у врачей в рукаве есть целый арсенал медицинских средств для предотвращения инфекций, остановки кровотечения и притупления боли, эти операции требуют значительного технического мастерства. Поэтому археологи восхитились навыками людей, которые проводили подобные операции в древности.

Мэлони и его коллеги признают, что это открытие переворачивает преобладающее среди археологов представление о том, что сложные операции были за пределами возможностей обществ собирателей как в прошлом, так и в настоящем. По словам ученых, древние хирурги должны были иметь подробные знания об анатомии человека, гигиене и системе кровообращения, чтобы ориентироваться в венах, кровеносных сосудах и нервах, ампутировать ногу и предотвратить смертельный исход из-за потери крови или инфекции.

«Должно быть, они также понимали необходимость удаления конечности для выживания», – пишут исследователи.

Ранее считалось, что появление сельского хозяйства и последующий за ним переход от собирательства к земледелию около 10 000 лет назад вызвал волну проблем со здоровьем, которые привели к постепенному развитию медицинских навыков. При этом ученые полагали, что хирургические ампутации касались только пальцев и только в церемониальных целях или в качестве наказания.

«Новая находка на Борнео демонстрирует, что люди уже имели возможность успешно ампутировать больные или поврежденные конечности задолго до того, как мы начали заниматься сельским хозяйством и жить в постоянных поселениях», – Максим Обер, археолог из Университета Гриффита.

Датировка древних человеческих останков может быть непростой задачей. В этом случае исследователи датировали скелет, измерив следовые уровни радиации, сохранившиеся в его зубной эмали, что дало им оценку возраста, совпадающую с результатами радиоуглеродного датирования отложений, в которых были захоронены останки.

Контрольные костные наросты, свидетельствующие о заживлении костей, подсказали ученым, что ампутация, вероятно, произошла в детстве человека. Исследователи не обнаружили скелетных признаков инфекций там, где была разрезана кость.

Демонстрирует ли скелет необычайно высокие медицинские навыки сообществ собирателей в этой конкретной части Борнео, или же он представляет собой более широко распространенную способность к медицинским процедурам среди древних людей, остается открытым вопросом.

Эта конкретная ампутация может быть редким и единичным событием. Хотя богатые знания коренных народов о свойствах растений давали возможности, с помощью которых древние люди в этих тропических лесах Азии могли успешно лечить инфекции.

«Одно из объяснений заключается в том, что высокие темпы заражения в жарких и влажных тропиках побудили первых собирателей в этом регионе использовать "естественную аптеку" лекарственных растений тропических лесов: это привело к раннему расцвету использования ботанических ресурсов для анестетиков, антисептиков и других средств для заживления ран», – резюмируют исследователи.