№ 2(11)

Май – июнь

Russian Traveler №2(11) 2024

В Нью-Мексико обнаружили мамонтов, убитых древними людьми. Почему это важно?

Фото: Timothy Rowe / The University of Texas at Austin

Это свидетельствует о том, что люди жили в Северной Америке уже 37 00 лет назад.

В одной из формаций в американском штате Нью-Мексико были обнаружены окаменелые остатки взрослой мамонтихи и мамонтёнка (возможно, ее детеныша). На древних костях нашли следы внешних воздействий – теперь ученые предполагают, что они свидетельствуют о нахождении людей в Северной Америке уже примерно 37 000 лет назад.

Радиоуглеродное датирование выявило возраст окаменелостей по коллагену в мамонтовых костях – от 36 250 до 38 900 лет.

Группа палеонтологов обнаружила на костях тупые переломы, а также следы от ножей, которые были сделаны, по-видимому, из костей других мамонтов. Кроме того, на окаменелостях были найдены свидетельства воздействия огня. Всё это явно намекает, что гибель этой пары мамонтов случилась по вине людей.

Впрочем, на месте обнаружения окаменелостей не нашли самих инструментов для разделки туш, поэтому ученые не могут со стопроцентной уверенностью говорить о том, что десятки тысяч лет назад люди в Северной Америке охотились на мамонтов.

Однако компьютерная томография нескольких образцов с этого места выявила 32 костных остатка с заметными переломами, которые, по утверждению исследователей, нельзя объяснить геологическими процессами или другими воздействиями. Компьютерная томография также показала, что несколько ребер и позвонков мамонтов имели проколы, невидимые невооруженным глазом. Ученые считают, что эти проколы могли ускорить отток жира из костей.

Фото: Timothy Rowe / The University of Texas at Austin
Три ребра мамонта, на которых видны (сверху вниз) тупая травма, колотая рана и следы рубки

Помимо костей мамонта, в этой формации также были обнаружены следы сожжения животных меньшего размера: птиц, грызунов, ящериц и даже рыб – несмотря на то, что ближайшая река находится в 60 метрах от этого места. По словам исследователей, состояние обгоревших останков указывает на то, что их сожгли именно с помощью контролируемого огня, а не в результате вспышки молнии или естественных пожаров.

Считается, что впервые люди достигли Северной Америки около 13 000 лет назад, однако современные открытия отодвигают эту дату все дальше во времени.

Новейшие генетические исследования показывают, что все индейские народы Америки произошли от группы палеолитических охотников восточно-азиатского происхождения из Южной Сибири, которые единой волной переселились в Америку по Берингии, существовавшей на месте нынешнего Берингова пролива. Предполагается, что это произошло не ранее, чем 23 тысячи лет назад, в разгар последнего ледникового максимума.

Однако данное исследование предполагает, что люди появились в Северной Америке еще раньше, хотя точные доказательства этой теории еще только предстоит обосновать.