В Португалии расчистили скелет самого большого динозавра Европы. Его нашли во дворе жилого дома!

Фото: University of Lisbon

Раскопки брахиозавра в Португалии

Окаменелости были обнаружены во дворе жителя города Помбал на западе Португалии.

Копаясь во дворе собственного дома, вы вряд ли рассчитываете обнаружить что-то интереснее зарослей из сорняков. Тем не менее, случаются и исключения: жителю Португалии повезло найти на своем участке огромное количество окаменелых костей динозавра.

Изучив скелет, ученые определили, что он принадлежал 25-метровому брахиозавру, который жил между 160 и 100 миллионами лет назад. Вероятно, это самый крупный завропод, когда-либо найденный в Европе.

«Необычно найти все ребра животного в таком виде, не говоря уже о том, что они сохранили свое исходное анатомическое положение. Этот способ сохранения относительно необычен в летописи окаменелостей динозавров, в частности завроподов из португальской верхней юры», – Элизабет Малафайя, палеонтолог из Лиссабонского университета.

В 2017 году домовладелец из Помбала впервые заметил фрагменты окаменелых костей у себя во дворе во время строительных работ. Он связался с исследовательской группой, которая в том же году провела раскопки.

Но только в начале этого месяца португальские и испанские палеонтологи объявили о том, что в результате раскопок они нашли завропода примерно 12 метров в высоту и 25 метров в длину! К настоящему времени уже обнаружены элементы осевого скелета динозавра, в том числе позвонки и ребра, которые указывают на то, что это был брахиозавр.

Динозавры из группы брахиозавров (Brachiosauridae) жили в промежутке от верхнеюрского до нижнего мелового геологического периода. В отличие от других завроподов, у них более длинные передние конечности, чем задние: это привело к формированию более длинного туловища и пропорционально более короткого хвоста.

Модель брахиозавра в испанском Парке динозавров

Динозавры, принадлежащие к этой группе, включают Brachiosaurus althhorax – ящера, показанного в знаменитом фильме 1993 года «Парк Юрского периода», – и Lusotitan atalaiensis, который был найден в западной Португалии.

Характеристики сохранности обнаруженных окаменелостей указывают на то, что в отложениях все еще могут присутствовать другие части скелета, которые будут исследованы в ходе будущих раскопок.

«В последние десятилетия в этом регионе были обнаружены обильные материалы, очень важные для изучения континентальной фауны, населявшей Пиренейский полуостров около 145 миллионов лет назад», – Элизабет Малафайя.

Как и другие завроподы, брахиозавр был четвероногим динозавром с маленьким черепом, длинной шеей, большим туловищем, длинным мускулистым хвостом и тонкими столбообразными конечностями.

Остатки брахиозавров были обнаружены не только в Европе, но и в Северной Америке и Африке. Род был впервые описан в 1903 году американским палеонтологом Элмером Риггсом.