В США опровергли популярную теорию о происхождении Лох-несского чудовища

Фото: Wikimedia Commons

Иллюстрация встречи Артура Гранта с Лох-Несским чудовищем в 1934 году. По словам Артура, он столкнулся с монстром на суше, когда ехал на мотоцикле ночью из Инвернесса в Драмнадрочит, примерно в 5 км от Лошенда, и спугнул его в озеро.

Ранее загадочного жителя озера в Шотландии предложили считать гигантским угрем.

Американский ученый Флой Фоксон опроверг общепринятую теорию, объясняющую происхождение легендарного чудовища из озера Лох-Несс в Шотландии. Согласно этой теории, чудовище, которое, по мнению конспирологов, живет в озере, является всего-навсего огромным угрем. Зимой его разоблачение вышло только в виде препринта, но сейчас оно опубликовано в рецензируемом научном издательстве JMIR Publications.

Первое письменное упоминание об огромном загадочном существе в водах озера Лох-Несс встречается в рукописи шотландского монаха в VI веке. В новейшее время появились многочисленные свидетельства очевидцев, якобы видевших животное, которое в 1933 году с подачи редактора газеты Inverness Courier назвали лох-несским чудовищем. Однако до сих пор не появилось ни одного доказательства его реального существования.

Профессор Нил Джеммел из университета Отаго (Новая Зеландия) раньше сформулировал целую «гипотезу угря». Он считает, что загадочная Несси (так называют существо из Лох-Несса) — это гигантский угорь, который может достигать двух метров в длину. По его словам, такие угри — это «настоящие монстры».

Ранее ученые взяли 250 проб воды в разных частях озера и изучили состав обнаруженной в ней ДНК. Проанализировав данные, они тщательно каталогизировали все живые виды, обитающие в озере. В итоге биологи пришли к выводу, что никаких крупных животных там нет и, скорее всего, никогда не было.

Никаких следов плезиозавра или любой другой доисторической рептилии найдено не было. Даже крупные рыбы, вроде осетра или сома, в озере не водились. Ученые опровергли и версию о невесть как заплывшей гренландской полярной акуле.

Но Джеммел тогда зацепился за то, что все существа, обитающие в озере, неизбежно оставляют в воде фрагменты ДНК – в виде чешуи, частичек кожи, перьев или мочи.

«Мы не нашли в анализах ДНК никаких следов существа, даже отдаленно похожего на динозавра, так что, извините, мне кажется, что версия с плезиозавром несостоятельна.

Но в воде очень много ДНК угря. В Лох-Нессе водится много этих животных, мы нашли ДНК в образцах из всех частей озера. Количество генетического материала позволяет предположить, что угри в озере достигают огромных размеров. Мы не можем исключать, что существо, которое люди здесь видели и которое считают лох-несским чудовищем – это именно угорь», – говорил Джемелл.

Другой исследователь, Джейсон Гилкрист из университета Нейпир (Эдинбург, Шотландия) предполагает, что Несси, которую якобы видели в озере Лох-Несс, является или тюленем, или европейской выдрой.

«В открытой воде трудно оценить размер, тем более туристы, которые приезжают на озеро Лох Несс, подсознательно хотят видеть чудовище», — отмечает Нейпир.

Между тем, по мнению другого ученого Флоя Фоксона, Несси вряд ли является угрем.

Согласно данным его расчетов, шанс увидеть даже метрового угря в озере составляет один к 50 тысячам. Если же предположить, что угорь каким-то образом достиг фантастической длины в десять метров, шанс увидеть подобное существо в Лох-Нессе практически равен нулю.

«Вопреки распространенному представлению, пересечение фольклора и зоологии поддается научному анализу и может дать ценную информацию об антропозоологических явлениях. В будущих работах я планирую продолжить поиск ответа на вопрос, чем могло являться Лох-несское чудовище», — заключил Фоксон.

Фото: Wikimedia Commons
Озеро Лох-Несс в Шотландии

Ранее Флой Фоксон подошел с точки зрения математики к разгадке тайны снежного человека. Ученый проанализировал статические данные и пришел к выводу, что тысячи встреч с бигфутами и йети в Северной Америке на самом деле могли быть встречами с американскими черными медведями.