Широту степи, глубину Славного моря, высоту горных хребтов невозможно запечатлеть на камеру или описать словами - как и мудрость местных жителей, их талант, остроумие и щедрость. Чтобы понять, из чего складывается душа Бурятии, нужно непременно побывать здесь самому.
Ом мани падме хум
По территории Иволгинского дацана, одного из трех крупнейших буддийских храмовых комплексов России, лучше всего перемещаться по часовой стрелке, совершая гороо — обход святынь. Здесь и университет, и библиотека, и резиденция главного ламы Бурятии, десяток храмов-дуганов, священные ступы-субурганы и даже оранжерея для настоящего дерева бодхи — под его далеким предком, по преданию, обрел просветление Сиддхартха Гаутама, ставший Буддой.
Посетители и паломники — особенно многочисленны гости из соседней Монголии — по пути от дугана к дугану вращают молитвенные цилиндры хурдэ. Внутри них — священные свитки, каждый оборот — повторение мантры, делающее карму чище, а мир — добрее. Между постройками комплекса разносится гул гонгов и дребезжание тибетских рожков ганлинов: в одном из храмов совершается богослужение.
Учение Будды пришло в эти земли в XVII веке из Тибета и вскоре распространилось среди бурят-монгольских племен. В 1741 году императрица Елизавета Петровна провозгласила буддизм одной из государственных религий Российской империи, а два десятилетия спустя Екатерина II утвердила титул Пандито Хамбо ламы — главы буддистов Забайкалья.
Практически уничтоженный с приходом советской власти, буддизм в Бурятии начал возрождаться в 1945 году со строительства храма в местечке Иволгá — он-то и дал начало Иволгинскому дацану. И именно здесь сегодня пребывает драгоценное тело величайшего буддийского практика, Хамбо ламы Даши-Доржо Этигэлова. В свой черед он не ушел из жизни, а вошёл в особенное состояние, завещав последователям проверить через 75 лет, как там себя чувствует его тело. Случилось это в 1927-м, а в 2002 году кедровый саркофаг (счастливо переживший все перипетии железного века) открыли и обнаружили не сухие мощи, но полную «живой» влаги телесную оболочку. Ламы уверены, что она до сих пор служит вместилищем души подвижника: они регулярно получают от него исполненные надмирной мудрости послания.
Желто-восковая фигурка Итигэлова покоится в позе лотоса среди золоченых статуй Будд и бодхисаттв в алтаре храма-дворца, Его силуэт и черты условны, как образ на краю памяти. И все же невероятный Хамбо лама ощутимо присутствует не просто в храме — среди наполняющих дуган людей. Это величайшая святыня Иволгинского дацана. С живым интересом к нему приходят даже закоренелые скептики. Верующие же подносят нетленному синие шелковые полотна хадаги, совершают умаляющие гордыню земные поклоны-простирания и истово молятся, испрашивая благ не столько для себя, сколько ради общей пользы, — как положено в буддизме.
Восток и Запад
Окрестная степь и холмы — тысячелетний культурный ландшафт. Не случайно одна из скалистых возвышенностей неподалеку от Улан-Удэ зовется «Ставкой Чингисхана» — по легенде, с этого каменного уступа великий полководец осматривал свои несметные войска в долине далеко внизу.
С повседневными обычаями кочевников нас знакомят в этноцентре Zamdaa. Встречая гостей, их окуривают священной травой ая-ганга — чабрецом, а потом, проводив в юрту, объясняют ее устройство и порядок ведения беседы с чужеземцами, разливая сытный бурятский чай с молоком. Кроме этикета, делятся и степными лайфхаки — например, как удобнее собирать кизяк для чего он пригодится в наши дни.
Перед обедом гости учатся лепить буузы — пожалуй, главное блюдо бурятской кухни. В идеале они округлы, как купол юрты, и защипов у них ровно тридцать три. В руках гостей позы выходят кривоваты, но вкус их бесподобен: все дело в начинке из мяса местного скота, который круглый год пасется на вольных лугах. На столе будут и другие деликатесы: арбин — конская печень с жиром со льда, колбасы из крови и внутренностей, саламат — закуска из проваренной с мукой сметаны, мясной суп с лапшой шулээн. Запивать все положено пахучей молочной водкой архи.
А еще здесь дают пострелять из монгольского лука, наряжают в костюмы степняков и учат веселой и очень азартной игре шаагай наадан- в настоящие бараньи кости. Все же буряты — в первую очередь скотоводы. Тогда откуда же в кочевом хозяйстве была мука для поз, лапши, выпечки?
Обильно сеять пшеницу в Забайкалье начали уже в новое время, с приходом сюда русских поселенцев. Во многих районах Республики живут старообрядцы, потомки высланных или приехавших по собственной воле с западных окраин империи в XVIII веке. Ехали раскольники в Сибирь, в отличие от каторжников, большими семьями, оттого и получили название «семейские». В других регионах Сибири старообрядцы живут замкнуто и чужаков не пускают, и только в Бурятии к ним можно заглянуть на огонек.
В селе Тарбагатай, в доме Ирины Калашниковой, где со стены строго глядит портрет ее бабушки Анны и других предков, гостеприимные хозяева рассказывают о том, как строили дома из высушенных бревен лиственницы (получалось буквально на века!), как занимались пахотой и охотой, молились, собирали приданое, растили детей. А потом зовут за стол, полный пирогов только что из расписной печи, и — разыгрывают сватовство и свадьбу по всем семейским правилам, с невестой и женихом из числа гостей.
«Молодые» успевают по-настоящему вжиться в роль, пока идет церемония обряжения невесты. Пышные «польские» юбки с яркими лентами, допетровский московский круглый сарафан, шапочка-кичка, поверх которой сложным узлом завернута фамильная шаль, тяжелые многорядные бусы из привезенного еще пра-пра-прабабкой янтаря — семейский женский костюм по-западному основателен и по-восточному богат. И какая же свадьба без прибауток, игр и традиционных песен! А в них — три века жизни в горе и в радости в далеком краю, ставшем домом.
Алдар Доржиев
Министр туризма Республики Бурятия
Славное море
Путешествуя по Бурятии, в определенных местах полагается поклониться духам: шаманизм — древняя религия бурят, и многие обычаи давно и прочно вошли в общий обиход. На парапет возле дерева повязывают яркую ленту или хадаг, оставляют монету, конфету или сигарету, кропят на четыре стороны света молоком или чем покрепче, прося у хозяев местности защиты в дороге и удачи в делах.
Так на перевале баргузинской трассы мы настраиваемся на встречу с великим Байкалом, и в тот момент, когда между сосен заблестит распахнутая к небу гладь Славного моря, впору еще раз возблагодарить местных духов. Если впервые знакомиться с глубочайшим озером планеты, то именно с бурятской стороны. Здесь на десятки километров тянутся широкие песчаные пляжи, а также и уединенные каменистые бухты: в одной из них прячется крайне фотогеничная скала по прозвищу Черепаха — не пропустите!
Наша цель — Забайкальский национальный парк, включающий в себя полуостров Святой Нос и Чивыркуйский залив — самый уютный и гостеприимный на Байкале. Не случайно затерянные посреди Чивыркуйского залива Ушканьи острова облюбовали байкальские нерпы — здесь их самые большие лежбища.
Эти обаятельные пресноводные тюлени – эндемик и пожалуй, главный символ Байкала. Отправляемся к ним по заливу на катере, любуясь вершинами Баргузинского хребта в снежной пудре и птичьими базарами на встающих из воды скалах. На совсем небольшом островке устроен визит-центр — после короткой лекции о жизни нерпы сотрудники нацпарка провожают посетителей в самый укромный уголок острова, к месту наблюдения за животными.
Чтобы не тревожить тюленей, «подглядывать» за ними полагается из специального укрытия и молча. В десятке метров от нас водоплавающие хозяева Байкала неловко и трудно взбираются на выступающие над водой валуны, иногда шлепаются обратно в воду, но наконец устраиваются среди сородичей и греются на солнце, добродушно поглаживая друг друга ластами и хлопая хвостами. И как тут сдержать восхищенные возгласы?
Эй, Баргузин
Забайкальский национальный парк – место для счастливого отдыха на природе: походов по гористому полуострову Святой Нос, ночевок на берегу в кемпингах, купаний в целебных горячих источниках в бухте Змеевая. Притом, что цивилизация здесь присутствует — в необходимой для комфорта путешественников мере, — все же это заповедная территория. Нередки случаи, когда дорогу туристам перебегает олень или даже показывается медведь (в нашем случае — медвежонок).
А вот в соседней Баргузинской долине проезд загораживают, как правило, упитанные рыжие коровы, и даже символ этого места — священный камень Бухэ Шулун, которому, конечно. нужно тоже принести конфетку, — имеет очертания быка.
Баргузин — имя текущей по долине реки, встающих над ней гор и одного из байкальских ветров, дующего отсюда на простор Славного моря. В древних монгольских летописях эти места называются «Баргуджин Тукум» — натурально, «Край света». Принято считать, что это родина матери Чингисхана и что сам завоеватель мира завещал похоронить себя именно здесь (где он действительно покоится, не знает никто).
В этом укромном углу Сибири, среди богатой соболем и золотом тайги, в середине XVII века был основан первый казачий острог в Забайкалье, форпост русского продвижения на Дальний Восток. Город (ныне село) Баргузин известен как место ссылки неугодных властям – от декабристов (в частности, братьев Кюхельбекеров) до многочисленных еврейских семей и даже венгерского поэта — революционера Шандора Петефи. Об их сложных судьбах рассказывает педагог и автор краеведческих трудов Татьяна Сергеевна Филиппова в созданном ею грандиозном школьном музее.
В Баргузинской долине есть и свое место паломничества – буддийский дацан, посвященный богине Янжиме, покровительнице мудрости и материнства. За многоцветным храмом у подножия Баргузинского хребта лежит священная роща. Тропинки ритуального гороо ведут к камню с проявленным образом богини. Женщины испрашивают у богини детей, люди творческие — ясности мыслей и вдохновения.
Вдохновение снизойдет неизбежно — эти места космически красивы: ленивый меандр реки Баргузин (кстати, по ней можно устроить короткий или даже многодневный сплав), невесть откуда взявшиеся посреди степи песчаные дюны, мистические сады камней. И грандиозные скальные «замки» вблизи села Суво, прозванные Сувинской Саксонией. От этих стен, словно сложенных из гигантских каменных блоков (на самом деле таково действие эрозии), видна вся долина, ты счастлив и нем.
Удивительные рядом
После отдыха на ласковых пляжах и купания в совсем не холодных водах (таким добрым Байкал предстает только с бурятской стороны) возвращаемся в Улан-Удэ. Город стоит на реке Уда в том месте, где она впадает в могучую Селенгу (лучший вид на легендарную водную артерию — со смотровой площадки Спящий Лев, а чтобы увидеть дельту, можно отправиться на экскурсию на кораблике).
После вояжа «на край света» здесь получится, наконец, упорядочить в голове пеструю картину бурятской жизни. В этнографическом музее народов Забайкалья можно увидеть образцы древних петроглифов, изучить устройство эвенкийских стойбищ, жилищ сойотов, бурятских усадеб с избами и юртами, полюбоваться домами русских поселенцев и семейских — и заглянуть в маленький зоопарк, где живут спасенные от гибели медведи, верблюды и даже один белый тигр.
На стыке традиций в Бурятии сложилась своя школа целительства, и именно в Улан-Удэ работает единственный в России государственный центр восточной медицины. Конек его врачей — пульсовая диагностика, иглоукалывание, фитотерапия — лечение травяными сборами. Но вообще здесь доступен весь спектр проверенных временем практик, в том числе, например, гирудотерапия или оздоровительные занятия У-шу и Цигун. И все это — в обстановке современной клиники и на научной, академической базе. А массажи, которые здесь делают, немало облегчают и душу — проверено! Не случайно это один из главных центров медицинской реабилитации в нашей стране. Так что заглянуть сюда непременно стоит — хотя бы за консультацией.
Обязательна и прогулка по старой части Улан-Удэ. Основанный в 1666 году Удинский острог, впоследствии город Верхнеудинск, стоял на пути из Российской империи в Китай и на Дальний Восток. На маршруте экскурсии самое старое каменное здание города — Свято-Одигитриевский собор, деревянные городские усадьбы в резных наличниках, гостиные ряды, выросшие на торговле чаем, триумфальная арка, воздвигнутая в 1891 году к приезду наследника престола. Недалеко и любопытные памятники XX века, в том числе самый необычный в СССР Ленин: водруженная на постамент восьмиметровая голова Ильича весом в 42 тонны. Ну где еще такое увидишь?
А еще здесь можно и нужно смаковать вкуснейшие буузы в специализированных кафе-буузных, просить совета на приеме у ламы или шамана, посещать дацаны и слушать оперу. Чтобы попасть на столь оживленный перекресток культур, оказывается, вовсе не надо покидать пределы страны! И он с удовольствием подарит свою бурную энергию каждому, кто станет его гостем.
Чартерная программа туроператора Fun&Sun реализуется при поддержке Ростуризма и правительства Республики Бурятия.
Читайте также
Путешествие по Бурятии: почему там непременно стоит побывать?
Эта пара живет в доме на колесах. Сколько они тратят на жизнь за неделю?
В России запретили кормить сусликов в горах – есть риск заразиться чумой
В «Шереметьево» грузчик украл из чемоданов пассажиров 21 миллион рублей
Фестивали этого лета: чем заняться в России