Винг – лёгкое крыло, которое держишь в руке. Гидрофойл – крыло подводное. Именно сочетание этих двух спортивных снарядов дарит ощущение полёта над водой. И это захватывает настолько, что новый вид спорта, получивший название вингфойлинг, становится всё более популярным среди любителей ветра и волн.
Russian Traveler 01/2022
По отдельности винг и гидрофойл существуют уже многие десятилетия, а вот их тандем «выстрелил» всего 5–6 лет назад. За это в общем-то несущественное для спортивной истории время вингфойлинг не только завоевал сердца людей по всему миру, но даже обзавёлся собственной организацией. Одним из главных менеджеров Всемирной ассоциации вингфойлинга, или GWA (Global Wingsports Assosiation), стал австриец Том Хартманн – в прошлом многократный призёр международных соревнований по виндсёрфингу.
Бери и катайся
Действительно, плюсов у вингфойлинга множество. Чтобы начать кататься, не нужна специальная физическая подготовка – можно очень быстро, за 2–3 занятия, научиться выходить «на крыло» и глиссировать над водой. В отличие от винд- и кайтсёрфинга в вингфойлинге нет ударной нагрузки на колени, так как доска не касается поверхности воды. Да и вообще заниматься им более безопасно – здесь нет ни строп, ни гика, ни мачты, а благодаря простоте этот спорт отлично подходит даже для маленьких детей. Ещё один аргумент в пользу семейного катания – универсальность снаряжения для вингфойлинга: один и тот же комплект может длительное время использоваться как большими, так и маленькими и как начинающими, так и опытными райдерами.
К тому же для вингфойлинга не требуется большая акватория – достаточно озера или водохранилища. Выходить «на крыло» можно в слабый и порывистый ветер, что проблематично для кайтеров, а кататься получится даже по очень маленьким волнам, что точно не устроило бы сёрферов. Тандем винга и гидрофойла применим для самых разных стилей – фристайла, курс-рейса, вейврайдинга. А ещё с крылом в руках можно зимой скользить по льду и снегу на лыжах и сноубордах, а в межсезонье – мчаться по асфальту на скейте и роликах.
Минусы у вингфойлинга немногочисленны. Для использования подводного крыла нужна глубина, так что мелкие водоёмы не подходят. Оборудование для него стоит дорого. Вдобавок, будучи молодым видом спорта, вингфойлинг пока не имеет стандартизированной системы обучения и сертификации.
История создания
Подводное крыло гидрофойл придумал итальянец Энрико Форланини в 1898 году, а Александр Белл – тот -самый, который изобрёл телефон, – со своим помощником был в числе первых его тестировщиков. Тогда гидрофойл крепился на дно лодки, и его задачей было уменьшить количество потребляемого судном топлива, сохранив при этом скорость. В середине XX века подводные крылья стали применять на прогулочных лодках и катерах.
В 1970-х годах к гидрофойлам начали присматриваться спортсмены-воднолыжники, а в 1980–2000-х – и легендарные сёрферы, виндсёрферы, паддл-бордеры и кайтеры. Сначала фойлы были тяжёлыми и маломанёвренными, так что справляться с ними могли только профессиональные спортсмены. И лишь в 2010-х годах конструкция подводного крыла стала лёгкой и компактной, и фойл стал доступен для всех.
Винг же был придуман в 1986 году американцем Сами Турной. Он назывался Skimbat («тонкое крыло летучей мыши») и применялся в основном для катания по снегу и льду на лыжах, сноуборде и коньках. В нашей стране многие яхтсмены и виндсёрферы гоняли на скимбатах зимой по льду водохранилищ. Тогда в конструкции крыла использовался алюминиевый гик, сейчас же вместо гика – надувные рёбра и мягкие ручки.
Многие кайтеры и виндсёрферы недолюбливают вингфойлеров и презрительно называют их «свингерами» – за их вертлявость и высокую манёвренность на воде, а также за то, что они часто подсаживаются на волну, по которой уже едет другой райдер.
Особенности конструкции
Гидрофойл внешне похож на планер – у него есть крылья, фюзеляж и хвост-стабилизатор. Он крепится снизу к доске на тонкую длинную мачту длиной от 30 см до 1 метра, только летит под водой и за счёт подъёмной силы толкает вверх доску с райдером. Подводные крылья бывают разной формы и площади – это определяет манёвренность, устойчивость и скоростные характеристики всей конструкции. На скоростных фойлах крылья тонкие и длинные, как плавники летучих рыб, а на фойлах для катания по волнам – более широкие и короткие, как хвост дельфина.
Фойлы продаются отдельно, поэтому к одной и той же доске можно прикреплять самые разные подводные крылья. Они успешно используются с сёрф- и паддл-досками, их ставят на винд- и кайтсёрфинговые доски. Удивительно, но бывают даже гидрофойлы с мотором!
Винг выглядит как нечто среднее между дельтапланом, парусом для виндсёрфинга и воздушным змеем – его прелесть в том, что им очень легко научиться управлять. Ему не нужна мачта, как виндсёрф-парусу, или стропы, как кайту. Даже трапеция не требуется – благодаря скорости и инерции движения руки практически не чувствуют нагрузки. На винге нет твёрдых частей, и если его отпустить, то он теряет тягу. Им трудно нанести травму, так что его можно отнести к максимально безопасным снарядам.
Необходимое снаряжение
Для катания на вингфойле вам понадобится специальная доска с креплениями для гидрофойла, само подводное крыло с мачтой, а также винг и насос для него. Стоимость доски – от 60 000 рублей, гидрофойла (чем он легче, тем дороже) – от 50 000 рублей, винга – от 80 000 рублей.
Также вам могут пригодиться шлем, гидрокостюм и спасательный жилет. Так как спорт очень молодой, то рынка более бюджетного использованного снаряжения пока почти не существует. В сёрф-школах можно взять вингфойл в прокат.
Техника безопасности
Правильный выбор места – залог быстрого и безопасного обучения. В акватории, где обучаются вингфойлеры, не должно быть бичбрейка – волн, разбивающихся о берег и мешающих выйти в море. Также требуется достаточная для подводного крыла глубина – без коряг, камней и отмелей. Если ветер дует от берега, то за райдером ведётся наблюдение с катера. Всем спортсменам надо соблюдать дистанцию и правила расхождения парусных судов (правый галс имеет преимущество).
Уровню вингфойлера должны соответствовать сила ветра – в слишком сильный ветер новички не выходят – и снаряжение. Кататься рекомендуется в шлеме, жилете и длинном гидрокостюме.
Принципы обучения
Новичкам нужна устойчивая доска большого объёма и не слишком слабый ветер, желательно не меньше 7–8 м/с. Если есть опыт в парусном спорте, то на первых же занятиях ученик начинает управлять доской (сначала без подводного крыла) с помощью винга на воде. Как только он понимает принцип движения и лавирования и у него получается набирать скорость, он может переходить на доску с гидрофойлом. Инструкторы рекомендуют испытать её заранее – например, на лебёдке или за катером.
К ощущению полёта над водой нужно привыкнуть без отвлекающих факторов. Чтобы доска, вый-дя на подводное крыло, не «ныряла», как утка, нужно научиться правильно располагать ноги и вес тела и чувствовать баланс во время скольжения. Обычно на это хватает 30–40 минут тренировок, и дальше можно брать в руки винг и пытаться выйти «на крыло» с помощью ветра.