Russian Traveler Russian Traveler

Развитие яхтенного туризма упирается в потолок инфраструктуры

Развитие яхтенного туризма упирается в потолок инфраструктуры

По официальной оценке Российского союза туриндустрии (РСТ) текущая аудитория активных участников водного туризма в России составляет около 7 миллионов человек. РСТ прогнозирует, что к 2030 году численность пользователей водных турпродуктов может вырасти до 9 миллионов человек, если будут решены инфраструктурные и организационные задачи (строительство марин, причалов, сервисов и так далее.

Термин «участник водного туризма», как его используют эксперты Российского союза туриндустрии (РСТ), охватывает всю аудиторию, которая активно пользуется водными туристическими продуктами, а не только владельцев лодок или яхт. Это люди, которые покупают билеты на экскурсии по рекам, озёрам и водохранилищам — например, речные трамвайчики, катера для прогулок, тематические туры по Волге, Неве, Байкалу. Так же это клиенты туроператоров водных маршрутов, включая речные круизы средней и малой протяжённости. То есть под «участником водного туризма» РСТ понимает любого, кто платит за туристическую услугу на воде или участвует в организованной водной туристической активности

Проблемы, с которыми сталкивается российский водный туризм, носят комплексный характер. Эксперты отмечают, что сегодня инфраструктура не успевает за растущим спросом: количество марин, причалов, сервисных объектов, заправочных и технических станций для судов крайне ограничено, особенно в регионах, где потенциально могли бы развиваться речные и прибрежные маршруты. Многие существующие причалы перегружены в сезон, условия обслуживания туристов остаются недостаточными, а доступность информации о маршрутах и точках сервиса часто оставляет желать лучшего.

Кроме того, базовая логистика — доставка туристов к отправным точкам, транспортировка судов, организация безопасных стоянок и парковок — развивается крайне медленно. Это сдерживает расширение туристических продуктов, особенно в сегменте малых и средних речных круизов, прогулочных катеров, аренды яхт и катамаранов. Без четко развитой инфраструктуры туристический опыт становится ограниченным, а потенциал рынка не реализуется полностью.

По мнению отраслевых специалистов, решение этих проблем требует сочетания государственного участия и частных инвестиций. Государство может обеспечить нормативно‑правовую поддержку, строительство базовой инфраструктуры, регулирование судоходства и безопасность на маршрутах, тогда как частный сектор способен вкладываться в марины, сервисные зоны, аренду оборудования, пункты технического обслуживания и сопутствующие туристические сервисы.