Наш редактор Анастасия Крутикова уже несколько лет подряд ездит на фестиваль «Архстояние», который проводится в арт-парке Никола-Ленивец в Калужской области. Вернувшись с последнего «Архстояния», она делится впечатлениями и рассказывает, как в этом году фестиваль вместе со своими гостями искал способы пережить темную ночь, чтобы вместе встретить рассвет.
Вход на территорию фестиваля «Архстояние» в этом году обрамлен высокими желтыми флагами, трепещущими на ветру и заметными издали. Надписи на флагах вопрошают – «Счастье есть?»
Что же, попробуем ответить.
Недалеко от инфо-центра встречаю первый и самый грязный проект нынешнего «Архстояния». Называется он «Большая грязь, или черная дыра Никола-Ленивецкого уезда».
Грязь и впрямь большая — яма на поляне заполнена специально привезенной целебной глиной. Сюда можно радостно плюхнуться, вымазаться и даже нырнуть (рядом есть душ и всегда можно быстро помыться). Самые смелые уже вовсю копошатся в тёплой глине — грязные и, конечно, счастливые, как Шрек на своём болоте.
На поле напротив создатели проекта «С высоты птичьего полета» предлагают эксперимент по поиску счастья: желающим завязывают глаза, а затем с помощью автовышки поднимают на высоту птичьего полета над суетой и многоголосьем фестиваля. Оказавшись наверху, они могут снять повязки и всмотреться в поисках счастья в пространство вокруг, ощутить гармонию земли и неба. А заодно заглянуть внутрь себя и спросить — «Счастье есть?»
По возвращении на землю участники эксперимента отвечают на этот вопрос «Да» или «Нет» — чертят мелом на доске плюс или минус соответственно. Плюсов на ней значительно больше.
После четырехчасовой дороги от Москвы до Никола-Ленивца на трансфере клонит в сон, и жаркий летний день нисколько не помогает с ним бороться. Шагаю через поле под сень леса, где среди деревьев виднеются кровати и охапки сена – это «Санаторий сна». Главная задача гостей санатория – как следует выспаться, чему помогают специальные усыпительные мероприятия: самый скучный лектор читает занудную лекцию, оркестр играет сонные мелодии, а хор зевающих людей будет зевает в такт.
Расположившись у импровизированной сцены, девушки читают в микрофон какую-то советскую книгу в потрёпанном переплёте с пожелтевшими страницами. Смысл текста уловить не выходит: «Несмотря на антикоррозионную бумагу, правильный выбор должен гарантировать строго определённый срок... Очевидно, используя срок хранения... Экономически нецелесообразно...» Глаза закрываются сами собой: вспоминаются первые пары в университете, когда под монотонный голос лектора спалось слаще, чем дома в собственной кровати.
Вздремнув на природе и упившись лесными запахами, самое время отправиться к новому арт-объекту, выросшему в арт-парке в этом году — «Мавзолею мечты». Это самый высокий арт-объект на территории Никола-Ленивца — 29 метров.
Он — воплощение того, что «все мы мечтали о счастье и пытались его построить, но каждый мечтал о разном. Со временем нас стало так много, что ресурсы, которые мы тратили на достижение счастья, начали заканчиваться. Мы придумали искусственные материалы, искусственную еду и природы, органы и интеллект. А когда обернулись назад — увидели кучи мусора, высохшие реки и выжженные поля, оставшиеся на нашему пути к эфемерному счастью — и ужаснулись».
Этому чувству и посвящен «Мавзолей мечты» целиком — от нижних ярусов до маячащей в небе вершины.
Башня, вызывающая стойкие ассоциации с Вавилонской, сложена из различных материалов – кирпичей, колотых брёвен, стеклянных бутылок, пластиковых отходов и других составляющих. Вершину башни венчают пластиковые пальмы, которые тихо шелестят о чем-то с голубым небом своими искусственными листьями, подставляя их безжалостному солнцу.
Внутри башни — спасительная тень и выгравированная на деревянной пластине надпись-заповедь: «Мечтая о счастье не делай несчастным других».
Когда жара совсем не даёт покоя, отправляюсь купаться на Угру. Идеально заходить в реку в живописном месте между церковью на холме и Маяком – кажется, самым знаменитым арт-объектом Никола-Ленивца. «Вот оно, счастье!» — кричит девушка, с разбегу бросаясь в ледяную воду.
Чуть поодаль по колено в реке другая девушка в купальнике держит в руках деревянную шкатулку с миниатюрным холстом и палитру с масляными красками: самозабвенно пишет открывающийся пейзаж, не обращая внимания на шум и брызги вокруг.
Возвращаясь с крутых берегов Угры, заглянула на притаившийся по дороге «Сеновал любви» – здесь можно отдохнуть среди душистых тюков сена и оставить в тетради свои воспоминания о любви или размышления о счастье. Тетради, полные искренних признаний, хранятся в маленьких ящичках каталожных шкафов (такие можно увидеть в библиотеках). На каждой странице – строки чьей-то радости. Читать их одновременно трогательно и волнительно.
Ближе к вечеру натыкаюсь на другой сеновал – здесь можно с комфортом устроиться провожать закат близ громадного костра под зажигательный (буквально) фолк.
Открытая Огненная сцена с обзором на 360 градусов расположилась внутри большого огненного круга посреди поля. Можно решить — слушать музыку внутри пылающих стен или стоять снаружи (я сперва наблюдала издалека, а потом шагнула греться внутрь). Здесь в сгущающихся сумерках выступал женский акапельный секстет POLE, миксующий народную музыку на русском, болгарском, сербском, хорватском и македонском языках с битбоксом.
Первое впечатление – есть у этой сцены энергетика хоррора «Солнцестояние» – быстро развеивается. Скорее появляются ассоциации с народными праздниками вроде Масленицы или Ивана Купалы: с прыжками через костёр, хороводами и сказочно-магическими ритуалами. Неотъемлемая и зрелищная часть выступления — дубляж всего происходящего на жестовый язык: перформанс полностью адаптирован для слабослышащих.
С наступлением ночи тьма накрывает поле, змеится между соснами и заполняет каждый уголок леса. Но в небе зажигаются звезды, а люди превращаются в путеводных светлячков – надевают налобные фонарики, окутывают себя гирляндами, натягивают флуоресцирующие браслеты и ожерелья, и вот уже весь Никола-Ленивец мерцает и переливается тёплыми огоньками.
Кульминации эта световая магия достигает на музыкальной сцене «Одеялко». На огромной поляне, по периметру расстеленной во всю ее площадь изотермической ткани зажигаются мощные цветные фонари, а край громадного серебряного «одеялка» приподнимает своим ковшом оказавшийся здесь же экскаватор. Днём это место казалось озером среди деревьев – здесь наблюдали за облаками, занимались йогой и ловили солнечных зайчиков. Ночью все преображается и превращается в инопланетную дискотеку.
На четырех сценах, спрятанных в разных уголках арт-парка, также выступили группы «Буерак», «Свидание», «Космос на потолке», Шарлот. Моё любимое музыкальное место на «Архстоянии» – танцпол Leveldva Chillrave, где можно расслабиться и отрешиться от реальности под легкую атмосферную электронику.
Архстояние в этом году вышло то ли манифестом, то ли философским трактатом о счастье. И главное, что каждый написал его для себя сам.
Для меня счастье – в мелочах и моментах. Счастье в том, чтобы проснуться в палатке в Никола-Ленивце и полчаса лениво (а как же еще) наблюдать за тем, как утреннее солнце устраивает театр теней, рисуя танцующие силуэты ветвей и птиц на крыше палатки. Счастье в большом стакане с кофе, за которым приходится отстоять огромную очередь (но тем приятнее первый глоток). Счастье в танцах среди звёзд и сосен.
А еще счастье в людях. И ах, какое же счастье, что на Архстоянии они такие разные и замечательные: люди в звериных кигуруми, люди с пышными венками из полевых цветов на макушке, люди с лентами, вплетенными в волосы, люди с боевой раскраской из блёсток и с татуировками героев из аниме Хаяо Миядзаки. Улыбчивые, открытые, счастливые люди.
Счастье есть? Очень хочется верить.
Чем обязательно заняться на «Архстоянии» в следующем году?
Чек-лист от редактора Russian Traveler:
- помедитировать на рассвете в туманном поле
- искупаться в Угре
- залезть на «Маяк» и ощутить себя в свитом громадной птицей гнезде
- попробовать вкуснющую картошку с малосольными огурчиками или блины (хит любого сезона) в кафе «Ферма». Ещё там можно начать утро с сидра, тоже неплохой вариант.
- отправиться на ночную экскурсию по Никола-Ленивцу
- выбрать собственного фаворита среди арт-объектов парка (для этого придется обойти хотя бы большую их часть)
- искать и найти счастье