Арктика занимает примерно одну пятую территории нашей страны, однако лишь немногим удалось там побывать. Одних пугают высокие цены на туры, других – жуткие морозы и отсутствие благ цивилизации. Впрочем, насладиться частицей Крайнего севера можно и без ущерба для собственного кармана или комфорта – Russian Traveler вместе с информационно-просветительским проектом «Дети Арктики» предлагает отправиться туда в кинопутешествие, посмотрев лучшие художественные и документальные фильмы об Арктике, снятые в России.
Топ-5 художественных фильмов об Арктике
«Семеро смелых» (1936)
![](https://storage.yandexcloud.net/storage.yasno.media/nat-geo/images/2022/12/17/13a1c930c47347cf9d7ded646f5b94cb.width-706.png)
Первая картина из нашей подборки – «Семеро смелых» – была снята еще в 1936 году режиссером Сергеем Герасимовым. Черно-белое кино, посвященное юбилейному Х съезду ВЛКСМ, рассказывает о приключениях советской молодежи в Арктике. Согласно сюжету, шестерых выдающихся комсомольцев, которые прошли жесткий отбор из 409 кандидатов, отправляют зимовать в бухту «Радостную» на Крайнем Севере. Однако по прибытии на полярную станцию выясняется, что вместе с ними, спрятавшись в грузовом отсеке, до пункта назначения добрался и «заяц» – юный повар по имени Петр Молибога. Таким образом число полярников увеличивается до семи, и плечом к плечу им предстоит выдержать немало испытаний, которые приготовила Арктика.
В число северных локаций, где велись съемки фильма, вошли Хибины, острова Баренцева моря и бухта Тихая на острове Гукера архипелага Земля Франца-Иосифа – сегодня вместе с находящимися на ее территории строениями полярной станции она образует часть национального парка «Русская Арктика». Кстати, популярная композиция «Лейся, песня, на просторе», вошедшая со временем в репертуар Леонида Утесова, тоже из этой картины.
«Начальник Чукотки» (1966)
![](https://storage.yandexcloud.net/storage.yasno.media/nat-geo/images/2022/12/17/b58acbd7650a4f0693b131cddd5805fe.width-706.jpg)
Комедия «Начальник Чукотки» Виталия Мельникова рассказывает о похождениях молодого писаря Алеши Бычкова, на которого в 1922 году волей случая сваливаются полномочия управляющего делами Чукотки. Желая изменить жизнь коренного населения к лучшему и установить на полуострове «полный социализм», юный идеалист меняет устоявшиеся порядки и даже собирает миллион долларов для воплощения своих целей!
Любопытно, что захватывающая история, показанная Мельниковым, имеет реальную основу под своим сюжетом: уполномоченный по фамилии Бычков на самом деле установил на Чукотке пошлины на покупку пушнины иностранцами, и, как и главный герой фильма, бежал от белой армии на Аляску, а затем, побывав во многих странах мира, вернулся на родину и передал властям деньги, собранные ранее на строительство светлого будущего.
Хотя по сюжету события происходят на Чукотке, зимние сцены снимали на Кольском полуострове, а летние и вовсе в Крыму. Впрочем, нельзя сказать, что ничего по-настоящему чукотского в этом фильме нет: в нем приняли участие актеры-чукчи, а также приехавшие с ними с Чукотки ездовые собаки и олени.
«Красная палатка» (1969)
![](https://storage.yandexcloud.net/storage.yasno.media/nat-geo/images/2022/12/17/1dd9e4042e6d4b08a36bd05cf1fb42ab.width-706.png)
Фильм «Красная палатка» стал результатом кооперации советских, британских и итальянских кинематографистов, а еще последней режиссерской работой Михаила Калатозова. В его основу легли реальные события, произошедшие на севере в 1928 году: тогда в ходе арктической экспедиции дирижабль «Италия» смог успешно пролететь над Северным полюсом, но потерпел крушение на пути обратно. В результате одни члены экипажа погибли, другие же в ожидании спасения около месяца были вынуждены выживать в крайне суровых условиях.
Лагерь, который они разбили, впоследствии стал известен как «красная палатка» – он и дал название картине Калатозова. Однако этот фильм представляет собой не просто описание произошедших событий, а, скорее, попытку взглянуть на них сквозь призму времени и рефлексии главного героя произведения – руководителя экспедиции Умберто Нобиле, который, согласно сюжету, и по прошествии 40 лет не может не возвращаться мыслями к случившейся катастрофе.
Актерский состав «Красной палатки» можно назвать по-настоящему звездным: в него вошли Клаудиа Кардинале, Харди Крюгер, Питер Финч, Шон Коннери, Донатас Банионис, Никита Михалков, Юрий Визбор и Юрий Соломин. Интересно, что к фильму было записано два варианта музыкального сопровождения: в советском прокате он вышел с мелодиями авторства Александра Зацепина, а композиции для итальянской версии написал Эннио Морриконе. Местом для проведения съемок арктических сцен создатели фильма выбрали полярную станцию в бухте Тихой на острове Гукера архипелага Земля Франца-Иосифа.
«Как я провел этим летом» (2009)
![](https://storage.yandexcloud.net/storage.yasno.media/nat-geo/images/2022/12/17/d4763a83014d44238b80eeb2110337fb.width-706.jpg)
Как и следует из названия, сюжет фильма «Как я провел этим летом» Алексея Попогребского разворачивается в летнее время, однако вопреки ожиданиям он буквально пропитан сыростью и холодом. Не только потому, что действие происходит на метеостанции, расположившейся посреди вод Северного Ледовитого океана, а персонажи большую часть экранного времени носят теплую одежду.
Мурашки по коже порой вызывает и развитие отношений двух единственных обитателей станции – начальника Сергея Гулыгина и стажера Павла Данилова, – которые из драмы в какой-то момент перерастают в настоящий психологический триллер. Тревожную артхаусную атмосферу фильма отражает и использовавшийся в названии картины прием анаколуф, представляющий собой преднамеренное неправильное грамматическое согласование слов.
Роль станции на вымышленном острове Аарчым в фильме по большей исполнила полярная станция Валькаркай, которая находится на арктическом побережье Восточно-Сибирского моря, а материал Попогребский отснял всего за три летних месяца – ровно столько же занимает и рассказанная им история. Картина вышла в прокат в 2009, и уже в следующем году завоевала главные призы пятьдесят четвертого Лондонского кинофестиваля и сорок шестого Чикагского кинофестиваля, а также ряд других российских и зарубежных кинонаград.
«Территория» (2014)
![](https://storage.yandexcloud.net/storage.yasno.media/nat-geo/images/2022/12/17/08406e90dca04bf3a1f9b22d6e874b3d.width-706.jpg)
В 1975 году геолог Олег Куваев написал роман «Территория», который рассказывает о том, как экспедиция геологов под руководством Ильи Чинкова вопреки многочисленным трудностям и благодаря невероятному упорству находит крупное месторождение золота на Чукотке. Едва появившись на книжных полках, это произведение стало бестселлером, а еще через три года после публикации получило свою первую экранизацию, снятую Александром Суриным.
В 2014 году режиссер Александр Мельник создал новую киноадаптацию: в ней больше расхождений с первоисточником, зато заполярные пейзажи, вошедшие в картину, по-настоящему завораживают. Значительную часть эпизодов фильма сняли на плато Путорана, которое ЮНЕСКО признало объектом Всемирного наследия: для съемок туда было организовано две экспедиции – с середины мая по конец июля 2011 года и весной 2012 года.
Попали на пленку и кадры настоящей арктической зимы, которые снимали в бухте Провидения в Анадырском заливе Берингова моря. В результате у Александра Мельника получился один из самых красивых художественных фильмов о российской Арктике.
Топ-5 документальных фильмов об Арктике
«Атлантида Русского Севера» (2015)
![](https://storage.yandexcloud.net/storage.yasno.media/nat-geo/images/2022/12/17/66d07b31831949d2b7c6cf075d752753.width-706.jpg)
«Атлантида Русского Севера» Софьи Горленко стала первым российским фильмом, чей бюджет – около 900 млн рублей – был собран благодаря краудфандингу. Полнометражная документальная картина посвящена первопроходцам Русского Севера и культурному наследию, которое они после себя оставили.
Вместе с авторами фильма зрителям предстоит пройти по пути первых поселенцев, увидеть сохранившиеся уникальные памятники деревянного зодчества – церкви и дома, а еще узнать истории тех, кто живет здесь сегодня – все так же достойно, неспешно, в гармонии с собой и бескрайними просторами вокруг, как и их предшественники столетия назад. Атмосферности картине добавляют потрясающие панорамы церквей, полей, лесов и рек Архангельской области, а еще очень душевный саундтрек, написанный Борисом Гребенщиковым.
«Арктика. Зазеркалье» (2017)
![](https://storage.yandexcloud.net/storage.yasno.media/nat-geo/images/2022/12/17/b3a31511b48447ffab9713a480415a65.width-706.jpg)
Картина Антона Соболевского «Арктика. Зазеркалье» приглашает зрителей в подводный мир Крайнего Севера, до сих пор изученный едва ли больше, чем глубины Вселенной. Сравнение этого живущего по своим законам пространства с космосом в миниатюре проходит лейтмотивом через весь фильм и находит отражение во второй части его названия. И действительно, наблюдая за жизнью удивительных обитателей подводного мира Арктики и глядя на кадры, сделанные в беспросветной глубине вод, создается ощущение, что наблюдаешь за чем-то внеземным… или будто оказался в Зазеркалье.
Научно-познавательный фильм был создан съемочной командой телеканала «Моя Планета» на грант Русского географического общества. Важную роль в проекте сыграла и Беломорская биологическая станция МГУ, расположенная на самой границе Полярного круга – в Кандалакшском заливе Белого моря: на самой станции и вокруг нее отсняли значительную часть материала, а уникальные подводные кадры – в том числе сделанные с помощью скоростной макросъемки – были сняты сотрудниками станции.
Научная ценность, качественная режиссура и потрясающие виды принесли фильму победу в категории «Лучший документальный фильм» на международном кинофестивале Arctic Open в 2017 году.
«Арктика. Выбор смелых» (2017)
Как можно догадаться из названия, фильм Ольги Ивановой «Арктика. Выбор смелых» рассказывает о тех, кто сознательно связал свою жизнь с изучением Севера, – полярниках, причем о тех из них, кто работает на дрейфующих станциях.
Каково это – жить на полярной базе на дрейфующих льдах? Какие порядки и обычаи сформировались на таких станциях за десятилетия их существования? Какие опасности каждый день подстерегают полярников в суровых условиях Севера? Зрители картины получат исчерпывающие ответы на эти вопросы, проследив за полным жизненным циклом дрейфующей базы – от поиска подходящего места для лагеря и установки станции до эвакуации персонала и оборудования с тающей льдины.
Помимо этого, документальный фильм рассказывает и о первой в мире советской полярной научно-исследовательской дрейфующей станции «Северный полюс-1»: дрейф четверых отважных полярников под руководством Ивана Папанина, едва не обернувшийся трагедией, в свое время стал по-настоящему легендарным событием. Впрочем, авторы фильма не только адресуются к прошлому и описывают настоящее, но и задаются вопросами о будущем, затрагивая цели России в освоении Арктики и их значение для жизни граждан страны.
«Великий северный путь» (2018)
![](https://storage.yandexcloud.net/storage.yasno.media/nat-geo/images/2022/12/17/308ee4ac599b44cc8df92d3712028df2.width-706.jpg)
Еще одна документальная картина из нашей подборки, снятая при поддержке Русского географического общества – это «Великий северный путь» Леонида Круглова. В ней режиссер, этнограф и опытный путешественник повторяет знаменитый маршрут, который еще в XVII веке проложил великий русский исследователь Северной и Восточной Сибири Семен Дежнев.
Путь длиной в 10 тыс. км начинается у берегов Белого моря и проходит через Республику Коми, Тобольск, плато Путорана, «полюс холода» в селе Оймякон, море Лаптевых, а его конечным пунктом становится самая восточная точка Азии – мыс Дежнева в Чукотке. Преодолеть маршрут команде помогают самые разные средства передвижения – от оленей и собачьих упряжек до снегоходов, маленького одновинтового самолета и катамарана морского типа.
Путешествие, охватившее семь регионов страны, заняло у Круглова целых четыре года, и это чувствуется: подача фильма получилась очень эмоциональной и глубокой. Заметно, что на автора произвели большое впечатление и головокружительная красота окружающей природы, и опасности с тяготами пути, и столкновение с самобытной культурой и жизненным укладом коренных народов. Помимо этого, картина выделяется обилием фантастических панорам северных ландшафтов, потрясающих воображение.
«Арктика. Увидимся завтра» (2020)
![](https://storage.yandexcloud.net/storage.yasno.media/nat-geo/images/2022/12/17/e6734fe86bd940ddb1b2f3c1ffb3dd76.width-706.jpg)
Работа Никиты Снегова «Арктика. Увидимся завтра» представляет собой попытку представить, какая судьба ждет российский Север всего два или три десятка лет спустя. Ведущими документального проекта выступили шоумен Валдис Пельш и одна из самых ярких игроков «Что? Где? Когда?» Елена Потанина.
Авторы рисуют картину будущего, где благодаря космическим зеркалам в Арктике нет полярной ночи, дроны взяли на себя главную роль в перевозке компактных грузов, поверхность северных вод бороздят плавучие мини-города, а небо – экологичные экранопланы и электролеты, которые выполняют функции автобусов и трамваев.
И хотя все это звучит как описание из научно-фантастического фильма, в картине рассматриваются реальные проекты, над которыми уже сейчас работают ведущие компании страны, а активно используемые в процессе кинопроизводства технологии компьютерного 3D-моделирования позволяют легко поверить в то, что когда-нибудь они и впрямь обретут жизнь.
Бонус
«Дети Арктики» (2021)
Тема Арктики вдохновляет не только отечественных режиссеров игрового и документального кино, но и мультипликаторов. Среди созданных в последние годы анимационных работ о российском Севере выделяется мультсериал «Дети Арктики» – история о коренных северянах Вите с Аней, северном Олене и полярном Мишке, которая через приключения главных героев знакомит юных зрителей с бытом и культурой малочисленных народов российской Арктики.
Первый сезон мультфильма стартовал в прошлом году в преддверии Международного десятилетия языков коренных народов, а в 2022 сериал получил продолжение под названием «Арктический вояж» – на данный момент вышло уже шесть серий нового сезона. Развязку истории зрители увидят до конца года.
Мультсериал «Дети Арктики» входит в одноименный информационно-просветительский проект, чья главная задача – сохранение языкового многообразия коренных народов российского Севера и популяризация их культуры.
Помимо, собственно, мультсериала и 18 языковых курсов, на сайте проекта «Дети Арктики» можно найти видеоэкскурсии по самым интересным местам Крайнего Севера, послушать песни на языках его коренных обитателей и получить другую разнообразную информацию о людях, населяющих российскую Арктику.