№ 1 (10)

Март – апрель

Russian Traveler №1(10) 2024

Поморы нашего времени. Часть 1

Карбас «Койду» — первая лодка Поморской карбасной регаты — развернул паруса. Июль 2021 года.

Реклама

В Архангельске восстанавливают деревянное судостроение, и этот гуманитарный проект уже здорово помог городу. Он объединил вокруг себя музейщиков, плотников, спортсменов, студентов, простых горожан — и вдохнул жизнь туда, где ее не хватало.

Зачем делать то, что красиво, но непрактично? Стоит ли давать прошлому новую жизнь? Кому нужны деревянные лодки, если пластик дешевле? Трудно отстаивать культурные ценности, когда в кошельке пусто. Но вот появляются люди, способные увлечь за собой других, и удивительным образом на все эти вопросы появляются ответы. Все обретает смысл — практический в том числе.

Архангельск — первый российский порт и колыбель российского судостроения. Именно здесь с незапамятных времен возникла русская морская культура – поморы строили мощные лодьи и кочи, а с петровских - флагманские российские корабли и, конечно просто деревянные лодки для местных. Но эпоха парусников ушла, и верфь постепенно зачахла. В последние десятилетия традиционные технологии не были востребованы, казалось, что старое ремесло утрачено навсегда. Но вот летом 2020 года Северный морской музей запустил «Матицу» — международный проект в поддержку деревянного судостроения. Главный идеолог проекта — директор музея, художник и журналист Евгений Тенетов.

 

В рамках проекта «Матица» проводятся лекции и семинары «Матица смыслов», экскурсии, выставки, экспедиции. А летом 2021 года впервые за 130 лет в Архангельске при поддержке Фонда Потанина прошла карбасная парусно-гребная регата — у нового причала перед Северным морским музеем. Евгений планирует сделать ее ежегодной.

Участники Поморской карбасной регаты идут вдоль набережной Архангельска. На заднем плане Гостиный двор — старейшее здание города.

Карбас — поморское судно для ловли рыбы. Еще недавно их остовы можно было увидеть лишь по берегам рек. Брошенные суда напоминали левиафанов: по традиции, старый карбас нельзя утилизировать. Но теперь история продолжается — благодаря еще одному Евгению. В 2019 году Евгений Шкаруба — яхтсмен, художник-реставратор и тонкий знаток северной культуры — основал в Архангельске Товарищество поморского судостроения. Маленький ангар во дворе Северного (Арктического) федерального университета переоборудовали в верфь — и закипела новая жизнь.

Здесь строится 20-метровая шхуна — проект долгосрочный, на несколько лет. А параллельно возникают важные социальные проекты. Сама верфь превратилась в общественное пространство для выставок, встреч и концертов. Помимо шхуны, команда строит по старинным чертежам традиционные суда, в том числе — карбасы.

 

Два Евгения сделали почти невозможное: объединили власть и бизнес, интеллигенцию и спортсменов, местных и путешественников. Комьюнити людей, неравнодушных к поморской культуре и деревянному судостроению, продолжает расти и помогает жителям Архангельска обрести идентичность. Поморский яхтинг — яхтинг со смыслом, с культурной памятью и важной гуманитарной миссией. Впрочем, для многих это просто красиво, а это уже немало.

Продолжение следует.