Космическое агентство возобновило свою ядерную программу с целью разработки бимодальной ядерной силовой установки.
Мы живем в эпоху новой космической эры. Прямо сейчас сразу несколько агентств планируют отправить астронавтов на Луну в ближайшие годы. А уже в следующем десятилетии NASA и Китай планируют пилотируемые миссии на Марс. Вскоре к ним могут присоединиться и другие страны.
Эти и другие миссии, которые выведут астронавтов за пределы низкой околоземной орбиты (НОО) и системы Земля-Луна, требуют новых технологий, начиная от жизнеобеспечения и радиационной защиты и заканчивая энергией и двигательной установкой. Когда дело доходит до последнего, ядерная тепловая и ядерная электрическая двигательная установка является главным претендентом на использование.
В прошлом веке учёные потратили десятилетия на исследования ядерных двигателей во время космической гонки. Несколько лет назад NASA возобновило свою ядерную программу с целью разработки бимодальной ядерной силовой установки, которая могла бы обеспечить полеты к Марсу за 100 дней.
В рамках программы NASA Innovative Advanced Concepts (NIAC) на 2023 год агентство выбрало ядерную концепцию для первого этапа разработки. Этот новый класс бимодальной ядерной двигательной установки использует «цикл подъема волнового ротора» и может сократить время полета до Марса всего до 45 дней.
По сути, всё сводится к двум концепциям, каждая из которых опирается на технологии, которые были тщательно протестированы и проверены. Для ядерно-тепловой двигательной установки (NTP) цикл состоит из ядерного реактора, нагревающего жидкое водородное топливо, превращая его в ионизированный газообразный водород (плазму), который затем направляется через сопла для создания тяги.
С другой стороны, ядерно-электрическая двигательная установка (NEP) полагается на ядерный реактор, который обеспечивает электроэнергией двигатель на эффекте Холла (ионный двигатель). Он генерирует электромагнитное поле, которое ионизирует и ускоряет инертный газ (например, ксенон).
Первый запуск китайской ракеты на метане обернулся неудачей
Потребность в источнике электроэнергии, говорит Госсе, также поднимает вопрос отвода тепла в космосе, где преобразование тепловой энергии в идеальных условиях составляет 30-40 процентов. И хотя конструкции NTP являются предпочтительным методом для миссий с экипажем на Марс и далее, этот метод также имеет проблемы с обеспечением адекватных начальных и конечных массовых долей для миссий с высоким дельта-v.
Вот почему предпочтение отдается предложениям, включающим оба метода движения (бимодальный), поскольку они сочетают в себе преимущества обоих. Новое предложение предусматривает бимодальную конструкцию на основе реактора NERVA с твердой активной зоной, которая будет обеспечивать удельный импульс (Isp) в 900 секунд, что в два раза превышает нынешние характеристики химических ракет.
Основываясь на обычной двигательной технологии, пилотируемая миссия на Марс может длиться до трех лет. Такие миссии планируют запускать каждые 26 месяцев, когда Земля и Марс находятся на максимальном сближении и будут проводить в пути минимум от шести до девяти месяцев.
Транзит продолжительностью 45 дней сократит общее время миссии до месяцев, а не лет. Это значительно снизит основные риски, связанные с полетами на Марс, включая радиационное облучение, время, проведенное в условиях микрогравитации, и связанные с этим проблемы со здоровьем.
Читайте также
NASA разрабатывает ракету, способную долететь до Марса за 45 дней
Спутник Сатурна покрыт глубочайшим слоем снега
Как выглядит комета, которая пролетает мимо нас впервые со времен каменного века
Найдены самые далекие звезды Млечного Пути
Астрономы сделали фото поверхности Луны с рекордным разрешением