Все ли девушки мечтают выйти замуж за пилота, как они спасают пассажиров и успевают ли путешествовать — об этом нам рассказала бывшая бортпроводница.
Работа бортпроводников овеяна тайной и манит многих: кому не захочется путешествовать по всему земному шару, встречая самых разных людей? Но кто-то считает эту профессию настоящим приключением и возможностью посмотреть мир, а кто-то — тяжелым трудом. Бывшая стюардесса и автор книги «Дорога в облаках» Анна Корякина в разговоре с Russian Traveler развеяла пять заблуждений о работе в авиации и поделилась своими историями.
Бортпроводнику не нужно образование
Помню, как надо мной шутил старший бортпроводник, называя меня «эй, красный диплом», и как бы спрашивая, что я здесь делаю с образованием. В каждой ли шутке есть доля правды?
Если у тебя есть знание языка, большую часть времени тебя ставят на рейсы в те страны, где на нем говорят. Да, в текущих реалиях это кажется несущественным. Но без английского языка никаких командировок заграницу не будет, даже туда, куда летают самолеты. В свое время благодаря знанию испанского я часто бывала в Испании и на Кубе. Приятный бонус, правда?
Обучение профессии бортпроводника предполагает большой объем информации: от медицины до безопасности. Надо научиться останавливать все виды кровотечений, делать массаж сердца, выучить правила наложения жгута, действия при выявлении особо опасных инфекций, другие варианты оказания первой помощи. Отличать клиническую смерть от комы и обморока, правильно вести себя при эпилептическом припадке. Нас даже учили принимать роды. В теории. Мы плавали на аварийных плотах, спускались по аварийным трапам, тушили пожары.
На практике все эти знания пригождаются редко, и это хорошо. Поэтому и складывается ощущение, что головой думать не надо, катай себе тележки и улыбайся. Так мы и подобрались ко второму мифу.
Мы просто официанты в самолете
Некоторые люди считают, что работа бортпроводника – это работа официанта. К счастью, аварийных ситуаций происходит мало, потому большую часть времени и правда занимает сервис. На обучении нас тренируют этому, мы репетируем ситуации на борту, происходящие в это время. У многих пассажиров почему-то есть неуважение к персоналу: я никогда не забуду, как один из них сказал моей коллеге, что будет кидать в нее тапки, как в собаку: «Подай, принеси, сделай, окажи услугу».
И мало кто знает, что мы делаем в самолете, кроме обслуживания. Собственно говоря, мы в нем на случай внештатных ситуаций – чтобы спасать людей. А питание — это уже решение компании. На некоторых авиалиниях еда предоставляется платно.
Мало кто задумывается о том, что количество бортпроводников на самолете зависит не от того, как будут кормить пассажиров, а от того, какой тип самолета, сколько нужно человек для лучшего проведения эвакуации. Самолет не полетит с недостающим членом экипажа. Опоздавшему, к примеру, тут же найдут замену из резерва.
Резерв — это наши коллеги, которые по 12 часов находятся в отеле рядом с аэропортом. Это рабочий день вместо рейса.
Романтичная профессия
Небо, облака, самолет — романтика. Тележки, агрессивные пассажиры, отекшие ноги, бессонницы, сбитый биологический ритм — не очень. Внешне все правда выглядит красиво: девушка в форме, с чемоданом идет по аэропорту (на самом деле там почти никто не ходит — есть прямой выход к лайнеру), потом садится в самолет и загадочно смотрит в иллюминатор на звезды, закат, рассвет и прочие чудеса природы. Ох, если бы…. Можно мельком увидеть Авачинский вулкан, подлетая к Петропавловску-Камчатскому, если не забыть выглянуть в нужный момент в иллюминатор двери, который в три раза меньше пассажирского. Можно на минутку замедлиться, вглядываясь в облака — но только на минутку.
В остальное время ты что-то делаешь. То готовишься к обслуживанию, то обслуживаешь питанием, то наводишь порядок, то заполняешь документы. Постоянные взлеты и посадки влияют на здоровье. Ночные рейсы тяжело даются. Смещаются все ритмы, день-ночь и прочее. А потом ты находишь себя открывающей глаза в пробке где-то по пути домой.
Любовные истории
Слышали разные фантазии про пилотов и стюардесс (ну или стюардесс и пассажиров)? Забудьте. Не все стюардессы легкомысленны, не все мечтают выйти за командира воздушного судна, не все ждут вас в туалете самолета. Летает очень много замужних, счастливых в браке и имеющих детей. Да, есть те, кто мечтает о пилоте, да, наверное, и легкомысленные тоже есть. Но не все.
Будет много путешествий!
Где здесь смеющийся эмодзи? И плачущий. Восемь лет назад у нас было четыре командировки в месяц — одна дня на 3-4 и 3 суточных. Потребность в путешествиях удовлетворялась сполна. Потом их стало меньше — одна в месяц. А потом, сами понимаете, редко, но все-таки.
Но сколько бы их ни было — это сомнительные путешествия. Во-первых, по регламенту, надо отпрашиваться у командира воздушного судна на выход за пределы отеля. И также по регламенту нам положен отдых 12 часов после рейса и 12 часов до. Отдых в понимании руководства — это ничегонеделание, и если командировка суточная — то вы 24 часа ничего не делаете. Ой, как мне было обидно первый раз услышать отказ на Камчатке. Больше я не спрашивала разрешения.
Путешествия в такой работе — это быстрый забег на дальние расстояния. Часто после ночного рейса, не евши и не спавши, с колой или энергетиком, вы идете что-то смотреть. А потом понимаете, что это все было в состоянии легкой дремы или транса, и без фотографий вы вряд ли сможете что-то запомнить. Вы жертвуете отдыхом ради впечатлений, что еще больше подбивает здоровье.
Эта работа разная, в чем-то интересная, в чем-то тяжелая. Но как бы там ни было, она — прекрасный опыт.