Квадроцикл – это круто и несложно. Впрочем, несложно только на первый взгляд. Транспортное средство с четырьмя колёсами, как у автомобиля, и верховой посадкой, как у мотоцикла, на самом деле требует к себе особого отношения, но и ощущения от поездки готово подарить тоже особенные.
Russian Traveler 03/2022
Сбежать с асфальта
Туры на квадроциклах туристам предлагают, пожалуй, на всех континентах, кроме Антарктиды. Чаще всего речь идёт о коротких поездках на пару-тройку часов, но бывают и куда более интересные предложения – настоящие внедорожные экспедиции продолжительностью в несколько дней. Формат их может отличаться: иногда группа линейно движется по маршруту, останавливаясь на ночёвку в новом месте, а иногда совершает радиальные вылазки из лагеря, каждый день посещая те или иные интересные локации.
В России для управления квадроциклом (мотовездеходом) с двигателем рабочим объёмом более 50 куб. см необходимо водительское удостоверение тракториста--машиниста категории А1, которое выдают органы Гостехнадзора после успешной сдачи экзамена.
Он состоит из теоретической и практической частей – проверяется знание правил дорожного движения, устройства и безопасной эксплуатации самоходных машин, а также навыков управления квадроциклом: пуск двигателя, проезд габаритного коридора, полукруга, «змейки» и полосы разгона-торможения.
Традиционный квадроцикл, он же ATV (от all-terrain vehicle – «вседорожное транспортное средство»), радикально отличается от любого внедорожника и по проходимости, и по степени вовлечённости водителя в процесс управления, и, разумеется, по получаемым эмоциям. Лёгкий и компактный полнопривод-ный аппарат может добраться туда, куда даже серьёзно подготовленным джипам путь заказан. А это значит, что есть вероятность насладиться шикарными видами, не толкаясь в очереди из других туристов.
При этом сам путь к природным красотам становится «достопримечательностью»: движение по сложному рельефу, преодоление бродов и грязевых ванн, скоростные прохваты по степи или пустыне – всё это увлекает и запоминается не меньше, чем пейзажи.
Просто сидеть в кресле и пассивно наблюдать за меняющейся картинкой за рулём квадрика не получится. Англоговорящие коллеги относят ATV к так называемым rider-active-транспортным средствам, то есть к технике, где водитель полностью погружён в, собственно, вождение.
За рулём ATV приходится постоянно работать телом: смещаться вперёд при динамичном разгоне и назад при интенсивном торможении, вывешиваться при прохождении поворотов на высокой скорости, переносить массу тела при движении по пересечённой местности и помогать квадроциклу раскачкой на грязевых участках.
Базовые правила
- По возможности пройдите обучение управлению квадроциклом
- Всегда надевайте шлем, очки и защитную экипировку. При её отсутствии – брюки, одежду с длинными рукавами, высокую крепкую обувь и перчатки
- Избегайте движения по дорогам с твёрдым покрытием, кроме случаев их пересечения
- Никогда не садитесь за руль квадроцикла под воздействием алкоголя, наркотиков и сильнодействующих лекарственных препаратов
- Не перевозите пассажира на одноместном квадроцикле
- Управляйте квадроциклом, соответствующим водительским навыкам и возрасту
- Передвигайтесь на безопасной скорости, желательно по размеченным или проверенным маршрутам
Есть и ещё один немаловажный момент: во время поездки на квадроцикле ты не защищён кузовом и полностью открыт для окружающей среды. Дождь, пыль, грязь, ветки деревьев, насекомые – всё это прилетит тебе, а не лобовому стеклу. Но при этом и рокот мотора, и постоянно меняющиеся на маршруте запахи, перепады температур и свист ветра тоже будут твоими, и только твоими!
Сложно, страшно, непонятно? Не проблема: производители техники для активного отдыха предлагают альтернативу традиционным квадроциклам: SSV (side-by-side vehicle, «транспортное средство с автомобильной посадкой и органами управления»). Эти аппараты ещё называют багги: водитель и пассажир располагаются на привычных автомобильных сиденьях, они пристёгнуты и защищены от неприятностей внушительным силовым каркасом, при этом уровень единения с природой не намного ниже, чем при движении на традиционном квадрике. А при проезде особо глубокого брода может оказаться даже выше: встать, как на квадроцикле, здесь не получится.
«Там, где асфальт, ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта», – Аркадий и Борис Стругацкие
Виды квадроциклов
Традиционные квадроциклы, то есть внедорожные аппараты с мотоциклетной посадкой и управлением, делятся на два больших класса: заднеприводные кроссовые аппараты, обычно оснащаемые механической трансмиссией, и утилитарные ATV, чаще всего с автоматической трансмиссией и полным приводом.
Кроссовый квадрик вряд ли кто-то предложит вам для многодневного тура, если только это не поездка формата «по следам Дакара». Большая же часть утилитарных квадроциклов выполнена по стандартной схеме: автоматическая вариаторная трансмиссия, полностью независимая подвеска и полный привод.
SSV или ROV (recreational off-highway vehicle, «внедорожное транспортное средство для отдыха») также бывают двух основных типов. Спортивные машины, которые чаще всего и называют SSV, оснащаются мощными двигателями и длинноходными подвесками. Они способны ехать вне дорог с трёхзначными скоростями, сохраняя при этом приемлемый уровень комфорта для экипажа за счёт качественной работы подвески. Перед UTV (utility task vehicle, «утилитарные транспортные средства») обычно ставятся иные задачи: довезти до места назначения не только экипаж, но и груз. В этом «утилям» помогает вместительный кузов.
Экипировка
С одной стороны, гамма квадроциклетной экипировки широчайшая – подобрать её можно под любую технику и погодные условия. С другой стороны, мало кто готов везти с собой в отпуск отдельную сумку со специальной одеждой, так что довольствоваться, скорее всего, придётся тем, что предоставят организаторы туров. Многие из них ограничиваются шлемом и, в непогоду, дождевиком.
К вопросу выбора экипировки лучше отнестись максимально серьёзно. В случае с шлемом лучше остановиться на варианте с визором, который защитит глаза от пыли, веток и насекомых. Если вам предложат кроссовый шлем, обязательно попросите ещё и очки. Ноги лучше защитить прочной высокой обувью, особенно если вы едете на ATV. Тело необходимо обезопасить от воздействия камней, веток и прочих радостей внедорожной жизни, а также обеспечить комфортный температурный режим и защитить на случай длительного пребывания на солнце: в минимальный набор одежды включите брюки (не шорты!) и рубашку с длинным рукавом либо куртку.