Когда возникает желание получить новую профессию или «прокачать» старую, выбор не всегда очевиден: вариантов множество, а возможностей для обучения и повышения квалификации – ещё больше. И одна из самых перспективных сфер – туризм и индустрия гостеприимства.
Туризм как точка роста
В 2025 году туризм стал одной из самых быстрорастущих отраслей российской экономики – во многом благодаря оживлению внутреннего турпотока. Подход к нему меняется: сейчас всё чаще и игроки рынка, и сами путешественники говорят не о «сфере услуг», а об «индустрии счастья». Сегодня отдохнуть – значит не просто забронировать отель у моря, а получить новые впечатления и ощущения, перезагрузиться и вернуться домой обновлённым. Спрос на такие поездки постоянно растёт, и щедрые на природу и историю, традиции и культуру российские регионы готовы его удовлетворить.
В 2024 году турпоток по стране составил 92 млн человек, в этом году прогнозируется его рост до 96 млн, а в 2030-м – уже до 140 млн. Показатель высокий, но вполне реалистичный. В отрасль активно вкладываются и государство, и крупные инвесторы: строятся гостиницы и рестораны, прокладываются новые дороги, открываются музеи и парки. Но, как и многие сферы российской экономики, туризм сегодня испытывает кадровый голод. И это лучшее время, чтобы получить специальное образование и новую профессию, потому что каждого желающего максимально поддержат – в том числе бесплатно.

Инициативы крупного бизнеса
Кадры в туризме – это не просто про хороший сервис. Именно от людей – от администраторов гостиниц до экскурсоводов и официантов – зависит, какие впечатления привезёт с собой путешественник и захочет ли поехать вновь.
По данным 2024 года, в отечественной сфере гостеприимства не хватает более 100 тысяч человек, а число вакансий выросло на 40–60% и продолжает неуклонно расти. Туризм сейчас входит в десятку отраслей в России с самым высоким спросом на персонал, и бизнес как никогда заинтересован в оперативном привлечении кадров.
Крупные компании решают эту задачу по-своему: улучшают условия, обес-печивают стабильную работу на весь год, а не только на сезон, а главное – создают свои корпоративные академии и университеты, где можно получить полноценную туристическую профессию или повысить квалификацию.
К примеру, группа Mantera разработала программы для обучения руководителей гостиниц и управленцев, в которых рассказывает о том, что такое современный сервис, почему важно понимать психологию туриста и как улучшить качество услуг. Cosmos Hotel Group тоже готовит лидеров и даже в деталях разъясняет, как открыть свой отель. Есть здесь программы и для HR-специалистов в туризме, и для администраторов и супервайзеров гостиниц. «Академия гостеприимства» от курорта «Мрия» и корпоративный университет «Кронвелл Групп» пошли чуть дальше и разработали курсы в том числе для линейного персонала – например, официантов, экскурсоводов, горничных, аниматоров, администраторов и технических специалистов. Причём у «Кронвелл Групп» учебные аудитории максимально приближены к реаль-ным условиям: сотрудники службы уборки номеров обучаются в модуле гостиничного номера, а администраторы – за стойкой ресепшена.
Тревел-образование можно получить и у туроператора «Русский Экспресс», создавшего школу «Секвойя» для тур-агентов. В проекте обучаются люди с разным опытом, как новички, так и профессионалы. Им помогают стать не просто консультантами, а настоящими экспертами.
Не отстаёт и ресторанный бизнес. Так, Novikov Group запустила свою корпоративную школу, в которой можно освоить навыки управления командой, узнать, как открыть франшизу, организовать доставку и многое другое. Здесь регулярно проводят мастер-классы для поваров и готовы обучать кулинарному искусству даже детей.
Немаловажно, что крупные компании после завершения обучения предоставляют слушателям сертификаты и дипломы государственного образца.
Russian Traveler №5(19) 2025
Полная версия материала доступна подписчикам онлайн-версии журнала. Оформляя подписку, вы получаете доступ к эксклюзивному контенту из журнала на сайте.

