Этот блог – картина жизни главного города страны в разные годы, ее создают сами читатели. Среди героев – бабушки, мужья, коллеги, соседи, случайные прохожие и заклятые друзья. На этот раз в «Московских историях» – Алексей Марков с рассказом о жизни в коммуналке: например, когда бабушка работала в ночь, он, будучи совсем маленьким, выходил из комнаты, где было жутковато, и ждал ее на галошнице в коридоре. Соседка выносила альбомы по искусству - рассматривать, чтоб не скучал. Но к себе не приглашала - не принято.
Первая наша коммуналка была в бывшей школе. Деревянный двухэтажный дом. Это Верхняя Красносельская, 32а. Дом этот стоит до сих пор.
Нам с приятелем было там весело. Коридор огромный. Мы гоняли на трёхколёсных велосипедах. В каждой комнате – печка. Одна печь выходила топкой в коридор. Иногда сосед Борис, лет 18, собирал нас, мальчишек, и мы смотрел, как горят дрова. Это было настоящее шоу.
Один туалет на 12 комнат. 12 семей. Семьи разные. От рабочих и инженеров до представителей торгпредства Индии. У нас появился первый телевизор «Старт». Вечером собирались все соседи, с вареньем, сладостями. Пили чай. Смотрели всё подряд. Но кухня была местом раздора.
В 1964 нас расселили. Рядом построили два огромных восьмиэтажных дома. Далеко уезжать никому не пришлось. Нам с бабушкой дали огромную 22-метровую комнату в коммуналке, дом № 34. Это уже был рай. Ванная, пусть и общая, и свой балкон. И всего три семьи в трёх комнатах. Ссоры у взрослых бывали. Но реже, чем в первой квартире. В одной комнате жила семья водителя междугороднего автобуса. В другой – начальницы отдела Библиотеки имени Ленина.
Бабушка работала в три смены. В квартире, особенно вечером, было тихо и жутковато. Я выходил в коридор, садился на галошницу и ждал бабушку. Хуже было, когда она работала в ночь. Иногда соседка мне выносила огромные иллюстрированные альбомы по искусству. Я разглядывал картины, пока не засыпал прямо на галошнице. Альбом с грохотом падал, соседка выходила и забирала его. Но в гости к себе не звала. Не принято было. Я шёл досыпать к себе в комнату. Дверь оставлял открытой.
Водитель автобуса любил играть в преферанс с соседями по подъезду. Один из них был архитектор, проектировавший этот дом. У него была огромная 4-комнатная квартира. Там и проходили встречи игроков. Как я понимал, игроки не только играли, но и выпивали. Вечером у нас в квартире начинался страшный крик. Жена шофёра, очень маленькая, но страшно агрессивная женщина, била своего мужа. Он не отвечал. Хотя был очень огромного роста и тягал гири. Но один раз она ударила его, сонного, сковородкой по голове. Благо через дорогу был травмпункт. Скоро они развелись. Вот такие зарисовки коммунального быта.
Журналист Мария Кронгауз много лет собирает истории жителей Москвы. Ее блог – картина жизни главного города страны в разные годы, ее создают сами читатели. Среди героев – бабушки, мужья, коллеги, соседи, случайные прохожие и заклятые друзья. Вы прогуляетесь по улицам Москвы 50-х годов, заглянете в гости в коммуналку, а то и в барак, погрузитесь в атмосферу разных лет. Прислать свою историю можно на [email protected].
Читайте также
Коммуналка на Красносельской: «В одной комнате жила семья водителя автобуса, в другой - заведующей отделом Ленинской библиотеки»
Жизнь Москвы в конце 1970-х: «Диван, набитый облигациями, вынесли на помойку и торжественно сожгли»
Пушкинская площадь, 1970-е: «За докторской колбасой - в боа из страусиных перьев»
Никитские ворота, коммуналка: «Дядя Костя расхаживал по квартире в полосатой пижаме и все время что-то чинил»
Старая дача, Шереметьево: «Забора не было, но прабабушка каждую ночь запирала калитку на замок»