№ 4 (13)

Сентябрь – ноябрь

Russian Traveler №4(13) 2024

Точка на карте: мыс Челюскин

Фото: Александр Железняк

Мыс Челюскин обречён быть местом притяжения туристов – не сейчас, так в будущем. Географическое положение обязывает: самая северная оконечность Евразии.

Russian Traveler 01/2022

Russian Traveler 01/2022

Мыс Игольный, мыс Рока, мыс Пиай, мыс Дежнёва, мыс Сент-Чарльз – все эти (и многие другие) точки объединяет одно – это крайние оконечности разных континентов. Те, что расположены в хорошем климате и легко доступны для автотранспорта, не обделены вниманием путешественников: селфи на краю света – сюжет банальный, но разве кто откажется? Однако есть точки, куда могут добраться только самые отчаянные.

Такие на мысе Челюскин появляются в последние годы относительно часто. Метеорологи (а кроме них на самом северном мысе Евразии живут только пограничники) рассказывают: внезапно из пурги выныривает караван на джипах – автомобилисты-экстремалы приезжают сюда из самых неожиданных мест. Пару лет назад эстонские туристы не доехали до мыса Челюскин каких-то 26 километров: джип утопили, но сами спаслись. Пришлось эвакуировать вертолётом.

Вертолёт – самый надежный способ добраться до заветного мыса. Можно было бы и морем, но круизные суда сюда не ходят. Пока не ходят: туристические организации Красноярского края и ближайшего крупного города Норильска надеются превратить мыс Челюскин в доступный для посещения объект.

Полуостров Таймыр – именно здесь находится мыс Челюскин – всегда был сложнейшим участком арктического побережья Сибири. Перед Великой Северной экспедицией 1733–1743 годов была поставлена задача описать всю береговую линию. Шёл восьмой год экспедиции, а север Таймыра всё ещё не был пройден. Исследователи прекрасно понимали, что именно там находится самый северный участок Евразийского материка, даже называли его между собой «Северный Таймырский мыс».

После нескольких неудачных попыток обойти Таймыр морем, последняя из которых завершилась потерей корабля, в декабре 1741 года руководитель Ленско-Енисейского отряда Харитон Лаптев отправил своего штурмана Семёна Челюскина исследовать северное побережье полуострова. 9 мая 1742 года Челюскин с двумя казаками на нартах достиг мыса, за которым берег круто сворачивал на юго-запад

Штурман понял, что цель достигнута, и записал в дневнике название мыса – Восточный Северный: «Сей мыс каменной, приярой, высоты средней».

Проведя на месте час, герои отправились дальше. За своё открытие Челюскин не получил никакого вознаграждения и остаток жизни провёл в безвестности. Не сохранилось ни его портрета, ни сведений о месте захоронения. Лишь в 1878 году северная оконечность Евразии стала официально называться мысом Челюскин.

Путешественники установили на мысе «маяк» – привезённый с собой столб. Сегодня редкие туристы, приезжающие или прилетающие на мыс Челюскин, фотографируются у другого столба – полосатого пограничного. Говорят, если за этим занятием застанут погранцы, вам несдобровать. Скорее всего, так оно и есть, но всё равно все фотографируются.

В двух шагах от столба расположено совершенно особое место – кладбище первых полярников. Как и многие объекты в Арктике, оно выглядит одновременно и торжественно, и очень неухоженно. Такой вот парадокс.

В целом, прежде чем стать туристическим объектом, мыс Челюскин нуждается в генеральной уборке. В советское время здесь процветал целый городок с населением 200 человек: помимо метеостанции, тут был детский сад, гостиница и даже большая теплица, в которой выращивали зелень и овощи.

Сейчас большая часть этого великолепия превратилась в руины – не слишком живописные, надо сказать. Без сопровождения по этому городу-призраку не погуляешь: велик риск столкнуться с белым медведем – эти звери чувствуют себя главными на территории посёлка, население которого можно пересчитать по пальцам.

Метеорологи живут и работают здесь годами (не считая отпусков) – настоящие арктические подвижники. Это гостеприимные хозяева, которые будут рады послушать рассказы о том, что происходит на Большой земле, и с удовольствием предоставят ночлег. Главное – избегать жёсткого планирования: ваш путь на мыс Челюскин и обратно зависит от графика вертолётчиков, а он прежде всего зависит от погоды.